Автор: Н.Белоусова, г.Южно-Сахалинск
– Коррупция – как поезд: остановить её может только машинист, ведущий состав.
– Ага, или партизаны пустят его под откос…
Анекдот
Были же у нас времена, когда, глядя телесериалы «СПРУТ» про сицилийскую мафию, мы думали: «Какое счастье, что это не у нас…». Но хлынули реформы, мы практически безропотно позволили поменять в стране систему, в центре которой был человек, на систему, основа которой – деньги. Вместе с капитализмом Россия заполучила его неотъемлемое свойство – коррупцию. И стало нам «счастье».
По уровню коррупции Россия опережает почти все страны. Ежегодный коррупционный оборот уже сопоставим с бюджетом страны. И с каждым годом разгул коррупции в России становится всё больше, наглее и циничнее. А кошельки большинства наших граждан всё более пустеют от постоянных ростов цен, тарифов и новых поборов со стороны государства.
Но вот буквально недавно, после прошедших в стране навальновских митингов против коррупции, Владимир Путин заявил, что в последнее время в России проблема коррупции стала меньше, и люди в стране это видят. И каково это слышать нам, сахалинцам, когда только каждое новое заседание суда по делу Хорошавина раскрывает всё новые эпизоды коррупционных сделок, шокирующих масштабами коррупции в нашей области.
С 2009г. члены хорошавинской преступной группировки получили от местных предпринимателей взяток на общую сумму более 500 млн. руб. Хорошавин брал взятки практически со всех крупных проектов. Чтобы получить солидный контракт в Сахалинской области предприниматели должны были отдавать Хорошавину через его «помощников» по 5-6% от суммы подряда.
Больше всех (5,6 млн. долл.) чиновнику передал Николай Кран за участие его компаний в строительстве четвертого энергоблока Сахалинской ТЭЦ. В накладе Кран всё равно не остался. В №8 газеты «Возрождение» за 2014г. в статье «Как стать миллиардером?» я писала о том, как он получил 270 млн. за счет мошенничества с налоговым вычетом, 46млн. – за выкуп пирсов, когда-то приватизированных им у государства за бесценок, пол здания Сахалинрыбпрома за 7 млн. рублей. Ну, и что стоило владельцу Тихоокеанского ВТБ, акций Корсаковского порта и пр., отхватившему немало от областного бюджета и имущества, дать взятку в сотни миллионов?!
За покровительство губернатора 5% от 100-миллионного контракта на строительство дороги отдал директор ООО «Альянс-строй». 125 млн. рублей «команда» Хорошавина получила от компании «Сахалин-Инжиниринг» (Р.Альперович) за подряд на строительство гимназии №3.
Порядка 60 млн. рублей заплатил Хорошавину гендиректор ООО «Сфера» А.Залпин за Ледовый Дворец. А мы всё возмущались тем, что строительство дворца с протекающей крышей обошлось бюджету не в запланированные когда-то 600 млн., а в 2,2 млрд. Признаваясь в даче взяток, Залпин оправдывается тем, что, дескать, не знал сначала, что давал взятки – думал, оказывал помощь на благие дела, детям, спорту. Не могу поверить, что он так расщедрился ради деток. Потому, как хорошо помню, как противился он попытке депутатов-коммунистов вернуть учащимся ПТУ бесплатное питание: “Не надо растить иждивенцев, которые с хрюканьем чавкают у одного корыта”. Так что давал он взятки для того, чтобы получить больше, чем давал. А получал больше за счет бюджета, т.е. за наш счет.
Вот и то, что гендиректор авиакомпании «Аврора» К.Сухоребрик ежемесячно заносил помощникам Хорошавина по 15 тыс. долларов в течение полутора лет, а позже и до 30 тыс. долларов в месяц, безусловно, сказалось на карманах жителей Сахалинской области.
Руководству приморской компании «Мерси Агро-Сахалин», построившей свиноферму в Таранае, пришлось отдать 4 млн. рублей. Теперь мне понятно, каким образом эта только что родившаяся фирмочка заполучила миллионы бюджетных инвестиций в нарушение требований к инвестпроектам.
На рассмотрение более чем сотни томов уголовного дела Хорошавина, уйдет несколько месяцев. Так что список берущих-дающих-передающих миллионные взятки ещё не закрыт. Ведь от дорогостоящих сделок по приобретению здания банка «Сахалин-Вест», «Олимпия парка», уже списанного на металлолом «Полариса», за миллиарды, выброшенные на строительство Долинской ТЭЦ, кто-то получил немалые суммы. Кто? Массовые взятки на выборных кампаниях, и много чего ещё. В общем, Сицилия отдыхает…
Помогавшие Хорошавину по склонению к взяткам и взиманию денег зампред правительства С.Карепкин, руководитель секретариата губернатора В.Горбачёв и советник Хорошавина А.Икрамов вместе с экс-губернатором находятся под арестом. Кран ушел в мир иной, а кто-то, как Лобкин, сбежал за границу.
Остановило ли это коррупцию в регионе? Отнюдь. Несмотря на то, что на Сахалине появился новый губернатор Олег Кожемяко, который вроде как зачистил регион от хорошавинских коррупционеров-чиновников, мы убеждаемся, что вместо одного отрубленного щупальца у гидры-коррупции мгновенно вырастает новый.
Еще не закончились суды по делу экс-губернатора Хорошавина, как уже арестованы члены управленческой команды нового главы региона: министр сельского хозяйства Кузьменко с замом Муленковой и министр МИЗО Елена Гах.
Прибывший на остров Олег Кожемяко сразу заявил о своих намерениях развивать экономику области и особенно сельское хозяйство, чем вселил надежду сахалинцев на то, что будет теперь у нас местная дешевая свинина, мраморная говядина, бройлеры и реки молока. Вроде как для достижения этих целей были созданы ТОРы (Территории Опережающего Развития) и «Корпорация развития Сахалинской области», в которую региональный бюджет вложил 50 миллиардов рублей. На деле, как я и предполагала, и ТОРы и Корпорация стали инструментами для разворовывания бюджетных средств. Чтобы понять, какую опасность для России несут ТОРы, достаточно просто ознакомиться с соответствующим законом. Очевидно, что ТОРы – это не территории опережающего развития, это – Территории Ограбления России. И не успели эти ТОРы появиться на Сахалине, как сахалинцы смогли в этом убедиться.
В 2015 году на Сахалине началась реализация инвестиционного проекта компании «Грин Агро Сахалин», который предусматривает создание двух крупных животноводческих комплексов. ООО «Грин Агро Сахалин», частная компания с уставным капиталом всего 10000 рублей, становится резидентом ТОР «Южная» с предоставлением всевозможных льгот. «Грин Агро Сахалин» должна была внести на реализацию проекта 1 млрд. руб., а 10 млрд. рублей – «Корпорация развития Сахалинской области». Довольно странно, что область передает огромные средства не действующим крупным сахалинским сельхозпредприятиям, а какой-то мизерной, недавно созданной частной фирме.
Каковы же результаты реализации такого проекта? По данным следствия, три выше указанных арестованных чиновника причастны к тому, что из 2,263 млрд. рублей, выделенных региональным правительством на строительство животноводческого комплекса АО «Совхоз Южно-Сахалинский», 1,037 млрд. рублей были неправомерно перечислены ООО «Грин АГРО-Сахалин» в виде займов под 0,5% годовых сроком на 15 лет с отсрочкой первого платежа на 5 лет. Могу предположить, что у Грин Агро просто не было миллиарда своих денег на взнос в проект, и они этот миллиард просто позаимствовали у совхоза. Что сделано на миллиард, кроме заложенных фундаментов зданий фермы, точно не знаю. Но известно, что «Грин АГРО-Сахалин» осенью 2016г. отобрала и распахала 450 Га земель сахалинских фермеров, лишив кормов и поставив в сложные условия такие известные фермерские хозяйства, как «Мрия», «Грушка», «Мегу», «Весточка» и «Радикал», располагающиеся в районе с.Березняки. Фермерам предложено осваивать угодья в Долинском районе (?!).
Ну а как дела в совхозе «Южно-Сахалинский», пожертвовавшим свой миллиард «Грин АГРО-Сахалин»? В результате расследования, проведенного коммунистами Г.Подойниковой (депутат облдумы) и А.Лукашевичем (журналист), выяснилось, что коровам просто нечего есть, и они поедают подстилку из силоса, заготовленного в советские времена. Скот гибнет, его сжигают. Как образно написали СМИ, в совхозе – Зоо-Бухенвальд.
И это ещё не все плоды новой сельхозполитики нынешнего правительства области. Народ жалуется, что на прилавках вместо местных яиц всё больше амурских, что сахалинские бройлеры не появились в достаточном количестве, а бульонные куры исчезли.
Вот так под маркой инвестпроектов, в рамках ТОР и с помощью Корпорации развития Сахалина работает преступная схема по выводу бюджетных средств в интересах коммерческих структур в регионе, руководимом О.Кожемяко. Миллиарды бюджетных средств уходят не на развитие, а на развал экономики и обогащение отдельных лиц. И Президент при этом уверяет нас, что коррупция уменьшается.
Так что ситуация с коррупцией стала намного хуже, чем в 90-е. Во времена Путина мы имеем открытое сращивание чиновников и бизнеса, участие родственников, друзей и знакомых в освоении бюджетных средств и государственной собственности.
Если причина коррупции в самой власти, то трудно надеяться, что в недрах самой власти возникнут предпосылки для последовательной и бескомпромиссной борьбы с коррупцией. Поэтому выход у нас один – всем гражданам объединиться на борьбу с этим злом.