Сахалинстат обнародовал основные показатели дифференциации доходов населения Сахалинской области. В отчет вошли: численность населения островного региона, сведения о распределении доходов на душу населения, на что тратит население предложенный властями “прожиточный минимум”, какое количество людей находится за гранью выживания.
Количество жителей Сахалинской области вновь снизилось на 543 человека. В динамике эти цифры выглядят так:
| 2015 год | 488 391 человек |
| 2016 год | 487 293 человек |
| 2017 год | 487 344 человек |
| 2018 год | 490 181 человек |
| 2019 год | 489 638 человек |
Таким образом, мы можем наблюдать несостоятельность используемых правительством региона мер социальной поддержки населения, которых более 200, и которые призваны, по замыслу министерства социальной политики, облегчить жизнь жителям островного региона. Возможно, причина неэффективности трат статей расходов “открытого” бюджета данной категории лежит на поверхности – избранный метод таргетирования бедности и точечной (персональной) поддержки каждого бедного и нищего жителя носит ущербный характер. Спасти положение может лишь кратное увеличение реальных доходов основной массы населения, путем развития реального сектора экономики, наращивание количества высокотехнологичных и высокопроизводительных рабочих мест. Задача комплексная, отягощенная существующей налоговой, тарифной политикой федерального правительства, чье влияние преодолеть на уровне региона достаточно сложно – Сахалинская область является полноправным членом единого экономического пространства Российской Федерации.
Исходя из изложенных выше тезисов мы можем перейти к более подробному рассмотрению сложившейся ситуации с доходами отдельных групп жителей региона.
Получены сведения, каким образом распределены среднедушевые доходы среди всего населения. Здесь можно порадоваться или огорчиться, в зависимости от того с какой стороны посмотреть на наполнение стакана (наполовину полон или наполовину пуст), а также с точки зрения личной трагедии каждого жителя, который стоит перед сложным для себя выбором – посетить цирюльника, починить ботинки или купить “лишний” десяток яиц не первой свежести, посетивший нас из Амурской области.
Рассмотрим приведенные цифры с точки зрения обывателя, который вынужден жить в окружении “растущего ВВП и ВРП” Сахалинской области и цен на прилавках магазинов.
По итогам 2018 года, среднедушевой доход от семи до четырнадцати тысяч рублей в месяц (!!!) имеют 10% населения нефтегазового региона или почти 49 тысяч человек, которые находятся за гранью выживания. В этой связи выглядит казусом одно из предложений правительства региона сегодня – помогать бедным в приобретении приставки для приема цифрового телевидения, тем самым поднимать их среднедушевой доход на сумму установленного оборудования. Власть откровенно заявляет, что вопросы пропаганды ее деятельности, в результате чего и появились на свет эти десятки тысяч бедняков, стоят в приоритете. Попутно можно говорить о том, что пропаганда и борьба с бедностью, по версии чиновников, похоже неразрывно связаны.
Ситуация с бедностью в соседних регионах зачастую хуже. Например, в Еврейской автономной области процент самых неимущих (от 7 до 14 тысяч дохода) от общего числа составляет 29,2%, в Амурской области – 23,2%, в Республике Бурятия – 31,6%.
Вместе с тем, на Камчатке этот показатель равен 6,8%, а в Магаданской области всего 5,6%. Таким образом, мы видим, что фантастический бюджет Сахалинской области, политика таргетирования бедности, более 200 мер социальной помощи бедным не решают проблемы нищеты на островах, где добываются миллиарды кубометров газа и нефти.
С этой позицией плотно связан очередной показатель распределения доходов – коэффициент Джини. Что это такое? Можно внимать радужным отчетам островного правительства о росте ВВП/ВРП и одновременно иметь неравномерное распределение доходов среди населения, что ставит под сомнение сам термин – “социальное государство” в отношении России вообще и Сахалинской области в частности.
Коэффициент Джини варьируется между нулем и единицей. 0 — полное равенство, 1 — полное неравенство. Т. е. если все доходы внутри страны распределены равномерно, то коэффициент равен нулю, если один человек имеет все, а остальные — ничего, показатель — 1.
Среди субъектов дальневосточного макрорегиона Сахалинская область лидирует в вопросе неравномерности доходов населения.
Приведем сухие цифры:
| 0,411 | Россия |
| Дальневосточный федеральный округ | |
| 0,378 | Республика Бурятия |
| 0,405 | Республика Саха (Якутия) |
| 0,369 | Забайкальский край |
| 0,354 | Камчатский край |
| 0,386 | Приморский край |
| 0,388 | Хабаровский край |
| 0,403 | Амурская область |
| 0,375 | Магаданская область |
| 0,410 | Сахалинская область |
| 0,341 | Еврейская автономная область |
| 0,394 | Чукотский автономный округ |
За годы активной стадии реализации нефтегазовых проектов (СРП) в регион поступило порядка 900 млн бюджетных доходов различного типа. На фоне более “бедных” соседей вырисовывается странная, финансовая закономерность – чем больше денег, тем глубже расслоение людей по доходам. В вопросах становления “социального государства” область откатывается назад.
Связанная с темой неравномерного распределения доходов – существование категории островных жителей “работающий бедный”, которая не фигурирует в отчетах министерств и ведомств. А это казус. Казус, что не фигурирует, казус что такая категория есть. Хотя, для решения экономических задач необходимо обладать полной сложившейся картиной.
ВЕЛИЧИНА ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
| IV квартал 2018 года |
14 072 рублей в среднем для всех |
14 790 рублей для тех кто трудится
(на питание – 6 тысяч 360 рублей или 211 рублей в день |
11 136 рублей для пенсионеров
(на питание – 5 тысяч 389 рублей, или 180 рублей в день) |
14 933 для детей
(на питание – 7 тысяч 227 рублей 50 копеек или 241 рубль в день) |
Более 40% от этого минимума, который можно расценивать как отсроченную смерть по приобретенным болезням, указанные категории вынуждены тратить на питание (от 44,8% до 48,4%). Понятно почему акцент сделан именно таким образом. Наиболее качественное молоко на прилавках островных магазинов стоит порядка 120 рублей за литр. Ребенку старше 3-х лет, по разным оценкам, норма потребления цельного молока в сутки составляет 0,5 литра, в месяц – 15 литров, в денежном выражении с учетом цен на качественное (не “пальмовое”) молоко сумма составит 1 800 рублей в месяц. Для ребенка на все остальные продукты остается ничтожная сумма в размере 121 рубль в день.
Основным аргументом чиновников, которые критично смотрят на подобные подсчеты, становится тезис – величина прожиточного минимума служит лишь для расчета величины социальной помощи, так бедно практически ни кто не живет. Да, если забыть о тех 49 тысячах человек нищих, которые живут в регионе и имеют среднемесячный доход не более 14 тысяч рублей в месяц.
49 тысяч личных трагедий ежедневно, 49 тысяч решений задач по выбору – “носки или булка хлеба”. Будем бороться с бедностью, будем помогать людям приобретать приставки к цифровому телевидению.
P.S.
Кстати, акулы капиталистического мира включают в минимальный набор товаров и услуг даже определенный объем моторного топлива, тем самым решая конституционную задачу свободы передвижения своих граждан. В России это не так.









