Поводом для этого материала стала публикация московских общественных деятелей, которые посетили Курилы и изложили свое видение проблемы развития курильских островов. По их мнению, региональные власти уделяют недостаточное внимание малому бизнесу. Их поездка вылилась в создание Южно-Курильской Ассоциации Развития (ЮКАР) и в поиски заветного «мешка денег», который, по их словам, может использоваться для финансирования бизнес-идей местных предпринимателей. Мы встретились с заместителем министра экономического развития Сахалинской области Сергеем Карпенко, с которым обсудили вопросы, связанные с развитием Южных Курил и созданием территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) «Курилы». Разговор получился непростой и, вместе с тем, интересный.
Маленькое яйцо по тридцать рублей
Сергей Карпенко:
-Мы должны понимать особенности ведения хозяйственной деятельности на территории Курильских островов. Я ознакомился публикацией общественников, в которой фигурируют некие бизнес-идеи. Приведу простой пример из жизни – есть желание создать филиал птицефабрики «Островная» на острове Кунашир. Расчеты показывают, что стоимость куриного яйца, производимого на Кунашире, может достигнуть 24-27 рублей за штуку. С учетом розничной наценки, на прилавках мы рискуем увидеть этот продукт по цене в 300 рублей за один десяток. Речь идет о производственных мощностях по выпуску 50 000 яиц в год. Да, оно будет местное и оно будет свежее. Однако, привозное яйцо стоит в разы меньше – 120-130 рублей за один десяток и это с учетом транспортных расходов. Как решить эту проблему?
Ввоз не запретишь, росчерком пера покупательскую способность не изменишь. Снижать цену производимого продукта за счет субсидий? Возможно, но насколько это экономически, социально и юридически правильно? Это еще один, немаловажный аспект. В случае, если власть примет решение развивать производство яйца, направив соответствующие инвестиции в уставный капитал государственного предприятия (птицефабрика – это ГУСП, где учредитель – областное Минимущество, а куратор текущей деятельности – министерство сельского хозяйства), это будет означать только одно – предприятие будет работать себе в убыток. По уставу, любое предприятие работает с целью извлечения прибыли. А если изначально предполагается не прибыль, а убытки? Какое обвинение будет предъявлено чиновнику, который подпишется под решением о предоставлении бюджетных инвестиций для строительства, если конечным результатом будут убытки?
Необходимо искать иные пути реализации бизнес-идей, с тем чтобы и население получало качественную продукцию, и с экономикой было в порядке. Поэтому, если у кого-то есть желание и предварительные расчеты, мы крайне заинтересованы с этими людьми встречаться и вести плодотворный диалог. Возможности поддержать проекты у области есть. Но, если мы говорим об участии в финансировании проекта со стороны области, важно сразу отметить – пока мы не увидим бизнес-плана, конструктивного диалога о сотрудничестве и возможного участия области в реализации проекта не будет. У нас создано Агентство по привлечению инвестиций, создана Корпорация развития Сахалинской области. И там, и там есть опция – помощь предпринимателям в доводке их идей до рабочего бизнес-плана. По линии агентства эта работа осуществляется бесплатно. Поэтому, тем предпринимателям, которые объединились в Южно-Курильскую Ассоциацию Развития (ЮКАР) необходимо выйти с нами на связь, изложить свои идеи и мы, уже совместно, будем думать, как их реализовать. На примере того же производства куриного яйца, можно идти путем строительства большой фермы, а можно пойти путем создания неких домашних мини-ферм и подсобных хозяйств. На выходе получим (а) местное яйцо и (б) свежее яйцо, вместо товара с рисками по сроком годности и условиям хранения.
Энергетика
– Новые проекты потребуют поддержки энергоресурсами. Однако, излишка пара на Кунашире нет. Требуется дополнительная разведка и бурение скважин. Может ли реализация новых проектов, в связи с этим, затормозиться?
Сергей Карпенко:
– Эта проблема существует, правительство ею занимается. Для того, чтобы получить пар из скважины, необходимо иметь соответствующие разрешительные документы и, собственно, скважины. Существующие скважины находятся в ведении частного предприятия. Если это частное предприятие захочет зарабатывать больше и развиваться – ему потребуется привлечь денежные средства для проведения разведки, бурения и обустройства новых скважин. Есть ли у собственников этого предприятия желание развивать свой бизнес, в состоянии ли оно наращивать производственные мощности?
Пока мы ведем работу в том направлении, чтобы передать это поле деятельности в ведение муниципалитета. Геотермальная станция – за муниципалитетом и будет логичным иметь местной власти скважины для обеспечения ее потребностей в паре. Необходимо выстраивать единую технологическую цепочку: добычу пара, генерацию электрической энергии и поставку тепла и электроэнергии конечным потребителям. В этом случае возможно привлечение средств бюджета различного уровня, планирование наращивания мощностей с учетом потребностей тех перспективных бизнес-проектов, которые заявлены.
Курильскую клубнику на стол россиян
– В перечне проектов Южно-Курильской Ассоциации Развития (ЮКАР) есть проект строительства тепличного комплекса. Возможно, даже не проект, а просто желание выращивать овощи в закрытом грунте. А ведь и он может столкнуться с дефицитом энергоносителей.
Сергей Карпенко:
– Я об этом желании предпринимателей так же прочитал в сети. Никакой иной информации об инициативе частных лиц в этом направлении у меня, к сожалению, нет. Очень хотелось бы ее получить. Для того, чтобы корректно что-то обсуждать и комментировать, необходимо видеть исходный материал. Материала нет. Поделюсь общими соображениями. Проблем несколько.
Проблема первая – земельный участок. Конечно же, он должен быть из категории земель сельхозназначения. И это в окружении особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и пограничной зоны.
Проблема вторая – Обустройство инфраструктуры. В данной ситуации подразумевается наличие электроэнергии, воды и тепла для теплиц. Без решения проблемы скважин и их дебетовой мощности этот вопрос не решить. И первая и вторая проблема между собой связаны. Представьте себе ситуацию, когда земельный участок находится в отдалении от инфраструктуры?
Давайте знакомиться
– Понятно, реализация того или иного проекта со стороны бизнеса требует комплексного решения, зачастую не только на уровне местной власти, но и на уровне регионального правительства. Складывается ощущение того, что заявленные на заседании Курильской Ассоциации Развития (ЮКАР) проекты находятся на стадии декларации намерений, не более.
Сергей Карпенко:
– К большому сожалению, у нас в министерстве экономического развития информации об этих проектах нет. Будем искать возможность, чтобы с ними ознакомиться. Министерство заинтересовано в росте деловой активности на территории Сахалинской области вообще и на Курилах в частности. Мы заинтересованы в том, чтобы деловая активность росла не только за счет бюджетных вложений, а, в первую очередь, – за счет частных инвестиций. О том, что область готова в этом помогать сказано достаточно много. Под оказание помощи развернута соответствующая инфраструктура.
Напомню, создано Агентство по привлечению инвестиций, в задачи которого входит доведение идеи до ее воплощения в бизнес-план, а потом – и в жизнь. У нас есть Корпорация развития Сахалинской области, которая готова поддерживать инвестиционные проекты по тем правилам, по которым она работает. Есть Фонд поддержки предпринимательства. Под эгидой нашего министерства работают инструменты по поддержке малого и среднего бизнеса, а также по поддержке инвестпроектов. Наконец, федеральный центр настойчиво продвигает тему Федеральной Корпорации поддержки малого бизнеса.
Крупнейшие банки, которые видят сложившуюся ситуацию с бизнесом, сегодня готовы рассматривать более гибкие условия кредитования реального сектора. Если мы говорим про островную банковскую систему, в депозитах населения сконцентрировано порядка ста миллиардов рублей и на счетах юридических лиц находится такая же сумма. Из этих средств лишь примерно 70 млрд.рублей используются для кредитования по различным направлениям, то есть работают на нашу экономику. Остальные ресурсы работают на территории других субъектов Российской Федерации.
– По вашим ощущениям, банки готовы предоставить бизнесу «длинные деньги»?
– Должен сказать, движение в этом направлении пошло, процентная ставка снижается. Объективности ради скажу, та процентная ставка, которая сейчас существует на рынке, больше чем средняя рентабельность предприятий реального сектора. Зачастую отбить кредиты предприятию достаточно сложно. Эта проблема актуальна до сих пор. По этой причине мы помогаем бизнесу в реализации инвестпроектов в том числе, субсидируя расходы на уплату процентов по кредитам.
Туристы и Кунашир
– Вернемся к заседанию Курильской Ассоциации Развития (ЮКАР). В том перечне намерений развивать свой бизнес отмечена и туристическая отрасль. Не ошибусь, если скажу, что развитие туризма задача комплексная и ее реализация тянет за собой буквально все аспекты экономической деятельности: транспорт, финансы, информационное обеспечение, правовое и т.д. Как вы считаете, есть чем привлечь на острова туристов, ради чего сюда поедет простой россиянин? Зачастую островитяне предпочитают выезжать на отдых за границу, в страны юго-восточной Азии.
Сергей Карпенко:
– Тема «простого россиянина» сродни темы «средней зарплаты» и «средней температуры» по больнице. Если мы говорим сегодня о туризме на Курилах, то мы понимаем, что сегодня это дорогой туризм. Второе – зачем туда ехать? Вы сами говорите о том, что наши едут во Вьетнам. Видимо хочется солнышка, теплой воды в море, и фруктов. Понятно, что этого на Курилах нет. Люди, скорее, туда поедут за экзотикой.
Места уникальные. Сам неоднократно убеждался в этом, особенно, когда первый раз добрался до мыса Столбчатый. Важно понимать, имея в «активе» семь миллиардов человек населения земного шара, свою нишу Курилы могут занять. Самое главное – не ударить лицом в грязь, оказывая услуги. Сегодня информация с места отдыха быстро и широко расходится, в том числе благодаря социальным сетям. Порекомендуют ли отдых на Курилах те, кто уже их посетил?
– Поделюсь своими впечатлениями. У меня возникали трудности с отправкой одной фотографии с места отдыха. Скорость передачи данных не позволяет это сделать. В этом смысле что предпринимается?
Сергей Карпенко:
– Здесь легче. Уже сегодня «Ростелеком», в рамках ФЦП проводит работы по прокладке оптико-волоконного кабеля на южные Курилы. Соответственно скорость возрастет. Частному бизнесу эта тема то же интересна. Буквально на днях приедут представители российского представительства Orange Business Services, французской телекоммуникационной компании, одной из ведущих мировых телекоммуникационных операторов. Хотят предложить услуги связи посредством предоставления четырех спутниковых каналов связи с пропускной способностью 40-80 Мбит/сек между Южно- Сахалинском и Курильскими островами.
Мы и японской стороне предлагали принять участи в подобных проектах. Хоккайдо рядом и проложить кабель между нашими странами не составляет особого труда и затрат. Японцы, к сожалению, пока молчат.
– Что касается строительства дороги на острове Кунашир, которая позволит посещать знаменитые ванны «Горячий пляж» в обход пограничной зоны? Что делается в этом направлении? Региональные министерства подключатся к решению этого вопроса?
Сергей Карпенко:
– Минтранс уже занимается проектированием этой дороги и в следующем году планируется начало строительства. Срок ввода в эксплуатацию – конец 2019 – начало 2020 года. Дорога откроет реальный доступ к раскрытию потенциальных туристических возможностей острова.
Алло, мы ищем таланты!
– Замечательно, для Кунашира как то сошлись сроки введения в строй линии связи и этой дороги. Возможно, эти инфраструктурные проекты помогут развитию малого бизнеса. Если резюмировать нашу беседу, что мы можем пожелать тем людям, которые искренне переживают за развитие Курильских островов?
Сергей Карпенко:
– Очень здорово, что есть такие люди. Хотелось бы, чтобы они имели достоверную информацию о том, какие решения готовятся и какие возможности уже существуют. Если говорить о той публикации, в которой рассказывается о создании Курильской Ассоциации Развития (ЮКАР), там промелькнула мысль, что якобы есть мешок денег, беспроцентные кредиты и прочие преференции – «Дайте нам эти семь миллиардов и профинансируйте наши проекты».
Первое, что хочу сказать: нет такого мешка денег.
Инвестиционный проект, который заявлен от «якорного» инвестора – рыбокомбината «Островной» под создание ТОР «Курилы», опирается на собственные средства предприятия. Комбинат будет вкладывать эти средства в развитие собственного бизнеса и ни копейки бюджетных денег использоваться не будет. Чтобы не быть голословным, откройте Постановление Правительства Российской Федерации № 992 от 23 августа 2017 года «О создании ТОР «Курилы». Оно небольшое по объему и в нем содержится ключевой для нашего разговора пункт пятый: «Принять к сведению, что финансовое обеспечение мероприятий по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры территории опережающего развития осуществляется за счет средств внебюджетных источников». Да, по ТОР «Горный Воздух» и ТОР «Южный» есть определение «За счет бюджетных и внебюджетных средств», но, в случае с ТОР «Курилы», все предельно ясно – бюджет не участвует.
Второе: на областном уровне есть инструменты поддержки бизнеса. Это Корпорация развития Сахалинской области, Агентство по привлечению инвестиций, Сахалинский фонд поддержки малого предпринимательства, инструменты поддержки (более 15 мер поддержки) малого и среднего предпринимательства, и, дополнительно к этому, – инструменты поддержки инвестиционной деятельности. Плюс кредитные продукты в банковской сфере. Вопрос заключается в том, чтобы те идеи, которые есть у бизнеса, трансформировать в бизнес-план, оценить финансовую модель и принять решение – какой из существующих продуктов можно применить в каждом отдельном случае для поддержки проекта. Для этого те предприниматели, которые хотят развивать Курилы, должны как можно скорее связаться с министерством экономического развития Сахалинской области. Есть еще один аспект в развитии Курил – федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы». В рамках ФЦП там действительно работают деньги бюджетов различного уровня и внебюджетные средства. В рамках этой программы мы развиваем инфраструктуру, строим жилье и социальные объекты для повышения качества жизни курильчан и уровня развития островов, в том числе – создания условий для работы бизнеса.
Итак, в коридорах минэкономразвития мы так и не нашли заветного «мешка денег». Наши иное, нашли целый ряд инструментов, которые могут помочь преодолеть стадию бизнес-идеи и довести ее до оформленного бизнес-плана. Специалисты готовы участвовать в этом процессе совершенно бесплатно. Курильских предпринимателей ждут с нетерпением и обещают всестороннюю поддержку. Реальным проектам – реальная помощь. Одновременно с этим, продолжаются работы по созданию и модернизации имеющейся инфраструктуры со стороны государства. Задача повышения активности бизнеса и развития Курильских островов понятна всем без исключения.