СРП: демонтаж Сахалинской областной Думы

0

События последних дней, развернувшиеся вокруг федерального законопроекта под номером №235903-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который поступил на рассмотрение в нижнюю палату парламента 27 июля 2017 года, буквально всколыхнули население Сахалинской области и стали причиной развития локального политического кризиса.

Как развивались события вокруг доходов регионального бюджета? Посмотрим в хронологии.

29 сентября. Часть первая: «Трутнев дает поручение».

Информация о перераспределении доходов сахалинского бюджета, которые регион привычно получал от реализации проекта «Сахалин-2», стала доступна широкой общественности из публикаций на страницах федеральных СМИ. В них отмечается, что инициатива отъема части поступлений в рамках СРП принадлежит зампреду Правительства Юрию Трутневу. Деньги должны пойти частью своей в федеральный бюджет, частью – на докапитализацию «Фонда развития Дальнего Востока». Это известие стало своеобразной «информационной бомбой». В этот же день законопроект вносится в первом чтении  в Государственную Думу. 

29 сентября. Часть вторая: «Прохлопали ушами».

Сахалинская областная Дума является своеобразным продолжением нижней палаты парламента Российской Федерации. Продолжением в том смысле, что федеральные законодательные акты, которые рассматриваются в Государственной Думе, первоначально (на этапе первого чтения) проходят согласование с региональными парламентами. О том, как сахалинские парламентарии согласовывали, не согласовывали или просто приняли к сведению (как принято у нас в Думе) законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс – ничего неизвестно.

Председатель сахалинской облдумы Андрей Хапочкин в этот же день собирает пресс-конференцию, на которой признается: «мы узнали об этом из СМИ».  Регламент рассмотрения законопроектов не сработал. Более того, на вопрос нашего журналиста о том, как региональные депутаты намерены работать с населением в этом вопросе, он четко сказал:

– Если будет подтверждение сокращения бюджетирования, а мы основываемся на мнении жителей нашей области – сахалинцев и курильчан, депутаты, как проводники мнения граждан обязаны транслировать отклики островитян наверх

К этой цитате вернемся несколько позже.

5 октября. Часть третья: «Просить, но не требовать» 

Находясь в Москве, председатель регионального правительства Вера Щербина выступает на заседании Совета Федерации.  Ее выступление прерывает Валентина Матвиенко и передает слово министру финансов РФ Антону Силуанову, который недвусмысленно дает понять, что шаг федеральных властей стал следствием неэффективной работы исполнительной власти в регионе.

Практически одновременно, областная Дума собирается на свое пленарное заседание и рассматривает текст обращения к своим коллегам в Государственной Думе. Предметом спора между депутатами стала формулировка «просить» или «требовать» от федеральных депутатов не голосовать за изменения в Бюджетный кодекс РФ. Решили – достаточно попросить. В это время, законопроект «повис» на этапе первого чтения до 18 октября. В Москву собирается и выезжает делегация островных парламентариев.

10 октября. Часть четвертая: «Взаимные реверансы»

Делегация сахалинских депутатов прибывает в Москву и присутствует на заседании Комитета по региональной политике, которое проходит под председательством Николая Харитонова. Звучат данные, характеризующие отсталость региона: дорог с твердым покрытием у нас меньше всех, уровень газификации плачевный, сейсмика жилых домов отстает от требований. В общем, клубок проблем, требующих участия и финансирования со стороны регионального бюджета. В ответ Николай Харитонов (цитата публикации) «…предложил «оставить эти средства на пару лет в Сахалинской области», чтобы «дать этим деньгам в регионе поработать», а также напутствовал членов думского комитета «не робеть», обсуждая на ближайшем заседании Госдумы межбюджетные отношения.»

Время неумолимо таяло. Законопроект плавно подходил к своему второму чтению.

2 ноября. Часть пятая: «Давайте сделаем ЭТО по-быстрому».

В этот день, сахалинские депутаты должны были высказать свое отношение к проекту Федерального бюджета в расходной его части. Вновь работа с федералами дает очередной сбой. Второй, на протяжении последних двух месяцев. Законопроект прибывает на Сахалин поздно вечером, а уже на следующий день депутаты должны высказать свое мнение. Даже технически это не возможно. Смирились. Пошумели и…разошлись.

3 ноября. Часть шестая: «Один за всех…»

Рассмотрение законопроекта об изменениях в Бюджетный кодекс РФ в части перераспределения доходов, полученных от реализации продукции по СРП, подходит ко второму чтению.  Похоже, первоначальный негативный отклик региональных депутатов все же мешает Государственной Думе принять эти изменения.

Выход был найден: председатель Сахалинской областной Думы, один за всех, пишет на бланке регионального парламента «полагаем возможным согласиться» и отправляет это письмо в Москву.

9 ноября Андрей Макаров на заседании Государственной Думы озвучивает факт этого послания, и федеральные депутаты, с облегчением, дружно голосуют за отъем нефтегазовых средств региона. И это «Письмо Хапочкина», с большим трудом, за тридцать минут до пленарного заседания,  16 ноября находит председатель фракции КПРФ Юрий Выголов.

Позже, в свое оправдание, Андрей Хапочкин скажет, что проведены некие консультации, частично деньги обещали вернуть в виде федеральных субсидий, и он готов повторить свой мужественный шаг.

Сказал,  совсем забыв о своем желании узнать мнение населения и подменив собой не только коллегиальный орган, но и своих избирателей.                                    

16 ноября. Часть седьмая: «Поздно пить Боржом»

Это послание председателя, которое уже окрестили «Письмом Хапочкина», стало информационной бомбой на заседании Сахалинской областной Думы.

Часть депутатов потребовало проведения «парламентского расследования», большая часть отказалось его проводить. «Большинство» хотело лично услышать мнение председателя, пусть это произойдет несколько позже. Почему нельзя заслушать председателя в рамках проверки – никто так и не понял. Похоже, Хапочкину просто дали отсрочку. В это время законопроект благополучно проходит третье чтение и отправляется в Совет Федерации.

Что в остатке?

Осенний период работы островного парламента показал неспособность его комитетов и всего депутатского корпуса качественно работать с федеральными законопроектами. То времени нет, то «мы ничего не знали». И эту важнейшую функцию Сахалинская областная Дума так и не выполнила.

Это система? Похоже, да. Очень часто мы слышим на пленарном заседании «принять к сведению» без подробного рассмотрения законопроектов.

Как оправдывает местная власть отъем денег? Очень просто. По мнению председателя Думы, часть денег обязательно вернется (читай – часть уйдет).

Теперь по возврату этих средств. Мы не поленились и потревожили свои источники в министерстве финансов Сахалинской области.

Вот как будет выглядеть этот возврат. К деньгам федерального бюджета потребуется не только представить документы (обоснования), но и выделить свою часть для софинансирования. Сейчас для нас утверждено: 57 % – доля федералов, наши средства – 43 %. Минвостокразвития предлагает первым этапом согласовать проекты в профильных ведомствах, вторым этапом – в самом Министерстве развития Дальнего Востока. И только потом появятся деньги. То есть, предлагаются два фильтра! Способна ли нынешняя исполнительная власть пройти эти процедуры?

Ситуация пикантная. Андрей Хапочкин, оправдывая свое письмо, говорит о том, что деньги вернутся частично. На деле все выглядит неоднозначно и он, фактически, расписался в грядущих успехах Правительства Сахалинской области. Вновь, одни за всех. Это уже похоже на привычку.

Есть еще одно обстоятельство, которое никем не афишируется.

Вот что рассказал нашему изданию журналист «Новой Газеты» Семен Ласкин:

«Когда Государственная Дума завершает работу над проектом того или иного закона, наступает черед лоббировать решения уже на уровне верхней палаты Парламента – в Совете Федерации. Если СФ не соглашается с трактовкой, предложенной на Охотном ряду, на пленарном заседании палаты принимается отрицательное решение относительно законопроекта и в ГД направляется документ, в котором депутатам предлагается создать согласительную комиссию по этому вопросу. Тогда законопроект возвращается на Охотный ряд и осуществляется его повторное рассмотрение. Причем в случае с Сахалинской областью, представительство региона в СФ выше, чем в ГД – там у вас два сенатора против одного одномандатника на Охотном ряду».

Звучит забавно.  Услышим ли мы голоса Юрия Архарова и Дмитрия Мезенцева? И откуда услышим?

Вместо эпилога.

В защиту сахалинского бюджета «общественность» так и не выступила. «Фронтовики» молчат, «Общественная палата» где-то на задворках, не слышно голосов «женщин», «пенсионеров», «ордена реликтовых героев», множества политических партий и сообществ предпринимателей, кровно заинтересованных в повышении качества жизни на островах. Лишь депутаты от КПРФ постоянно будируют этот вопрос, и их представители организуют пикеты. За это они уже имеют порцию обвинений в получении политических дивидендов. «Общественность» предпочитает не замечать проступок председателя, видимо понимая, что коллегиальный орган (облдума) является таковым лишь на бумаге. Похоже, в регионе происходит демонтаж второй ветви власти – законодательной. Ее работа становится банальной  формальностью.

P.S.

Стало интересно, сколько еще таких «Писем Хапочкина», решений от имени коллегиального органа подписанных единолично, существует в природе сахалинского парламента? Можем ли мы полагать, что эта практика является распространенной?

Почему нет?

P.S.S.

«Поздравляю вас по случаю 70-летия Сахалинской области.

За прошедшее время в регионе заложена надёжная база для освоения уникальных природных ресурсов, построены города и посёлки, введены в строй объекты социальной, транспортной инфраструктуры.»

Владимир Путин

 

Пресс-центр СРОПП КПРФ

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ