Горный Воздух: эффективность ниже расчетных в 44 раза

0

Эффективность вложений Правительством Сахалинской области бюджетных средств вновь выходит на первый план накануне распределения дополнительных поступлений в региональную казну депутатами Сахалинской областной Думы. Одним из направлений финансирования – строительство горнолыжных трасс СТК «Горный Воздух». Мы попытались разобраться, на самом деле они так эффективны, как нам говорят.

Официально:

Правительство Сахалинской области публикует 25 апреля постановление N 175

“О внесении изменений в государственную программу Сахалинской области “Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области на 2017 – 2022 годы”.

В нем, в частности, говорится:

«Областью создано АО “Корпорация развития Сахалинской области”, которое в целях повышения инвестиционной привлекательности области, а также стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения роста экономики предоставляет займы субъектам инвестиционной деятельности, в том числе для создания инженерно-транспортной инфраструктуры на территориях опережающего социально-экономического развития. С участием средств АО в рамках мероприятия “Развитие спортивного комплекса “СТК “Горный воздух” реализуется проект “Строительство пассажирских подвесных канатных дорог в г. Южно-Сахалинске на горе Красная (север и юг)” с объемом инвестиций 2285 млн. рублей. Срок реализации проекта 2017 – 2020 годы.

В результате реализации проекта к 2020 году пропускная способность канатных дорог на горе Красная составит 2 тысячи человек в час, будет создано свыше 50 рабочих мест, годовой объем производства продукции в стоимостном выражении составит 99 млн. рублей».

Таким образом «всего» за 2,2 млрд рублей будет создано 50 рабочих мест, что составляет 44 миллиона рублей на создание одного рабочего места.

При этом, если прибыль будет равна расчетной, то комплекс будет зарабатывать 99 млн рублей. Срок окупаемости этих вложений подсчитать практически невозможно. Суммы, которые необходимо предусмотреть на содержание, ремонт, модернизацию и выплату заработной платы – вещи не постоянные и склонны к увеличению. Соответственно, срок окупаемости миллиардных вложений стремится практически к бесконечности.

Однако, даже не это главное.

Сколько стоит создание одного рабочего места?

Счетная Палата Российской Федерации размещает на своем официальном сайте материал, в котором рассматривается пример подобных «инвестиций» и их оценку.

Цитируем:

«Зарплата в 10 млн руб. в год гендиректора государственного НКО «Фонд развития моногородов» Ильи Кривогова и среднемесячный оклад рядового сотрудника фонда в 279,6 тыс. руб. привлекли внимание Счетной палаты. В результате проверки расходы бюджетных 14,7 млрд руб. на создание 1,5 тыс. рабочих мест за два года контрольное ведомство посчитало неэффективными ( 9 млн  800 тысяч на одно рабочее место).

«В 2014-2015 годах целевые показатели по созданию рабочих мест и привлечению инвестиций формировались Минэкономразвития, исходя из расчета стоимости одного рабочего места, равной 1 млн руб., и привлечения на 1 рубль субсидии 2 рублей инвестиций».

Таким образом стоимость создания одного рабочего места СТК «Горный Воздух» превышает установленный Минэкономразвития целевой показатель в 44(!!!) раза.

Более того, показатели сахалинского проекта в 4, 4 раза больше стоимости создания рабочего места «Фонда развития моногородов», цифры которого стали объектом внимания Счетной Палаты Российской Федерации.

Путаемся в показаниях…

Лица, заинтересованные в продвижении проектов СТК «Горный Воздух», периодически выдают общественности несогласованные результаты работы комплекса.

Так, по итогам сезона 2016/2017 годов правительство заявляет о 40 тысячах посетителей.

Руководство СТК, уже по итогам сезона 2017/2018 года говорит о превышении этого показателя на 30%. Исходя из базовых основ математики нетрудно подсчитать новый показатель – 52 тысячи посетителей.  Но, не тут-то было. У министра спорта Сергея Буренкова  30% превышения превращаются в 61 тысячу посетителей. Таким образом, с легкой руки уже «нарисовали» дополнительно 9 тысяч посетителей горнолыжных трасс.  И на этом трудно остановится. Самая свежая «статистика» от журнала «ДВ Капитал» звучит так: «По итогам прошедшего сезона (2017/2018 – прим ред.) установлено сразу несколько рекордов посещаемости – этой зимой склоны комплекса «Горный воздух» привлекли около 90 тысяч гостей».

Движением руки, 30% от 40 тысяч посещений превращается уже в 38 тысяч прироста, вместо расчетных 12 тысяч.

Что это, банальные приписки? Трудно судить, основываясь на непрозрачных методиках подсчета, сугубо внутрикорпоративных. Узнать бы мнение независимых аудиторов, да где их найти.

На защиту «Горного Воздуха» встает администрация Южно-Сахалинска.

Строительство горнолыжных трасс в окрестностях Южно-Сахалинска постепенно обрастает все новыми скандалами. Региональная Общественная палата более шести месяцев избегает проведения общественных слушаний о создании лесозащитной зоны вокруг города Южно-Сахалинска, которая бы могла препятствовать вырубке лесов в угоду СТК «Горный Воздух». А чиновники администрации областного центра вообще ведут себя странно. Подробно об этом событии рассказывает издание «ПРО САХАЛИН».

Вице-мэр Наталья Куприна, присутствуя на рабочей группе по подготовке слушаний, выступает против «зеленого пояса» вблизи «Горного Воздуха».  Она заявляет, что в этом районе идет активное развитие и строительство, а «деревья не кормят и денег не дают». Также Наталья Куприна ссылается на то, что по этому вопросу еще не высказались представители самого «Горного Воздуха». (Те самые представители, которые «уверенно» считают количество посетителей и готовы к созданию рабочих мест, стоимость которых в 44 раза превышает целевые показатели федерального ведомства).

Вопрос независимости областных депутатов выходит на первый план.

«Эффективность использования бюджетных средств» – этот лозунг не устают повторять чиновники областного правительства буквально при каждом своем выступлении. Причем, они вспоминают этот заученный термин с особой гордостью, демонстрируя успехи своей работы. Что на этот раз они смогут сказать депутаты облдумы, учитывая позицию Счетной Палаты Российской Федерации и превышение целевого показателя в части стоимости создания рабочего места в 44 (!!!) раза?

Напомним, в Сахалинской областной Думой рассматривается законопроект, который предусматривает увеличение финансирования отдельных программ. Поводом для этих изменений стало поступление в региональную казну дополнительных 13 млрд рублей. Эти изменения будут рассматриваться в рамках заседания постоянного комитета по бюджету 8 мая текущего года и последующих пленарных заседаниях.

Одобрят ли депутаты эти «эффективные» вложения или же наконец то проведут собственный анализ и сделают соответствующую оценку предложениям правительства Веры Щербины? Учтет ли мнение своих старших коллег Счетная Палата Сахалинской области?

Скоро мы об этом узнаем.

Алексей Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ