Сахалинское ипотечное агентство и тихие «квартирные войны»

0

Работники бюджетной сферы города Южно-Сахалинска не могут получить однозначные ответы на свои вопросы о формировании очереди на квартиры, которые строит Сахалинское Ипотечное Агентство (далее – СИА).  Управление жилищной политики, администрация областного центра и Правительство Сахалинской области не в состоянии им обозначить четкие правила, как формируется очередь на получение арендного жилья, существует ли она вообще, и кто из работников бюджетной сферы в приоритете. А в регионе не выполняются решения о строительстве социального арендного жилья.

«Здравствуйте, ваш звонок очень важен для нас…»

Первоначально граждане самостоятельно обратились в администрацию города Южно-Сахалинска с просьбой посодействовать в получении арендного жилья. Люди устали ждать своего чуда с 2016 года, ведь каждый телевизор или скворечник им рассказывают, как много всего построено и как их ценят.

Первый вице-мэр Наталия Куприна им отвечает, что администрация действительно формирует некий «список» претендентов на квартиры, который направляет в СИА.  Так как на момент обращения отсутствовали свободные площади, автора письма включили в общий список кандидатов в счастливчики.  Руководитель города знакома с ходом строительства, когда и сколько квартир будет сдано в эксплуатацию. Но, не распределяет их и не заключает договоров.  Заявителю присвоили порядковый номер. Осталось дождаться, когда бюджетник окажется в числе претендентов. Казалось бы, работа идет и дело движется.

Познаем проблему глубже.

Позже, в адрес депутата Сахалинской областной Думы Светланы Ивановой поступило уже коллективное обращение неудовлетворенных граждан, в котором они пишут:

«Мы ожидаем арендное жилье с 2016 года, очередность не формируется, и каждый из нас находится в неведении – когда ожидать получение квартир и по какой приоритетности их выдают, если очередь не сформирована. Помогите узнать наши номера».

Очереди нет, есть «потребности».

Это письмо вынудило депутата обратиться за разъяснением в Министерство ЖКХ Сахалинской области, которое его перенаправило в администрацию областного центра, которое (в свою очередь) не управляет процессом, как мы узнали позже. Было бы смешно, если бы речь не шла о квартире и конституционном праве на крышу над головой. Ответ из Управления жилищной политики (далее – УЖП) был удивителен в своем откровении и прямо противоречил ответу первого вице-мэра. Вот некоторые выдержки из текста письма начальника УЖП Елены Федотовой:

«Лимит жилых помещений в арендных домах, построенных и сданных в эксплуатацию в 2016 году по улице Льва Толстого на территории Южно-Сахалинска, исчерпан.

Информацией об иных арендных домах на территории городского округа администрация города Южно-Сахалинска не располагает.

В связи с отсутствием свободного арендного жилья на территории городского округа, кандидаты включаются в общую потребность в предоставлении арендного жилья на следующие периоды».

Таким образом, в переводе на общепринятый язык общения, чиновник, чьи коллеги и сам мэр раздают земли СИА для строительства коммерческого арендного жилья, объясняет: знать не знаем о новых домах и слово «очередь» меняем на «потребность», потому как в городе свободного арендного жилья нет, и будут новые периоды, с 2016 года. Администрация знает, что свободного арендного жилья нет, но сведениями о нем не располагает.

Далее Елена Федотова пытается вновь старается лишний раз не упоминать слова «очередь», которой, похоже, действительно нет:

«Администрация формирует общую потребность в предоставлении арендного жилья в виде списка, разделенного по сферам деятельности претендентов. Информация о потребности в арендном жилье обновляется по мере поступления ходатайств и пакетов документов от претендентов. Очередность заселения того или иного кандидата списком общей ПОТРЕБОСТИ не предусмотрена. В связи с данным обстоятельством сообщить порядковый номер того или иного кандидата не представляется возможным.

После поступления информации об окончании строительства и вводе в эксплуатацию очередного арендного дома, а также после принятия решения Правительством СО решения о том, для каких работников предназначены квартиры, администрация города направит в ходатайствующие министерства и ведомства запрос с просьбой определить очередность заселения работников.

Согласно спискам работников, подлежащих заселению во вновь построенное арендное жилье, направленным в администрацию города Южно-Сахалинска, будет сформирован общий перечень кандидатов и направлен в АО «СИА» для дальнейшего принятия решения о заключении, либо отказе в заключении договоров коммерческого найма».

Еще один перевод:

Прозрачной очереди нет, есть некий список общей ПОТРЕБНОСТИ, а решение о заключении договора принимает не орган государственной власти, который должен быть заинтересован в формировании профессионального состава работников бюджетной сферы, а нанятый директор Акционерного Общества, в задачи которого не входят вопросы развития и функционирования образования, здравоохранения и культуры Сахалинской области. Этот казус пока сложно объяснить.

Финальный абзац письма руководителя Управления жилищной политики окончательно характеризует сложившуюся обстановку в вопросе обеспечения арендным жильем:

«Администрация города не имеет возможности повлиять на очередность заселения граждан, а также не устанавливает приоритетность кандидатов в указанных списках».

Прозвучал нонсенс, власть лишена одного из основных рычагов управления, который мог бы позволить снять остроту кадровой проблемы в образовании, например.

Более того, нам показалось, что вопросы распределения квартир имеют привкус коррупции. Ну, в самом деле, что мешает, по знакомству, обратиться одному высокопоставленному лицу к лицу, принимающему решения:

– Дружище, тут у меня есть личный гинеколог (проктолог), ему надо дать квартиру, уж больно ласково он ко мне относится. Да и тебе он будет благодарен.

Похоже, такой вариант технически вполне возможен.

В данный момент депутат Светлана Иванова просит прокомментировать ситуацию мэра Надсадина. Другого способа устранить разночтения в ответах чиновников нет. Пока ответа от Сергея Александровича в Думу не поступало.

Платно или бесплатно?

Зачастую звучат мнения о том, что это вам не совок, и государство вам не обязано бесплатно раздавать квартиры. Таким образом, людей обманывают и вводят их в заблуждение – должно предоставлять и обязано.

Описанные выше и пока тихие «квартирные войны» на Сахалине вызваны непрозрачной процедурой распределения КОММЕРЧЕСКОГО арендного жилья, что вызывает растущую социальную напряженность среди работников бюджетной сферы. Люди еще не осознали, что государство им обязано строить и предоставить не только жилье коммерческого найма, что усиленно продвигают в регионе, но и совершенно бесплатное (в сравнении), социальное жилье.

Начиная с 2014 года на федеральном и региональном уровнях принят целый комплекс законодательных решений, которые обязывают власти строить не только жилье коммерческого найма (как у нас), но и вполне обычное, социального найма, которое не требует арендной платы «ниже средне-рыночной».  С тех пор, на территории области так и не началось строительство наемных домов социального использования, и приоритет был отдан возведению наемных домов коммерческого типа. Это обстоятельство, по меньшей мере, выглядит более чем странным. Тем более что оплата за аренду коммерческого наемного жилья значительно превышает плату за проживание по договорам социального найма. По этой причине бюджет вынужден компенсировать часть затрат (не менее 50%) своим же работникам, что выглядит совсем несуразно. Бюджет накачивает СИА миллиардными суммами, капитализация этой госкорпорации превышает бюджеты отдельных регионов, а в ответ мы вынуждены вновь нести расходы, которые возникли в результате ее деятельности (!!!).


Ссылка по теме: Сахалинское ипотечное агентство сумело отстоять свою долю


Так сложно, непрозрачно и неэффективно происходит обеспечение жильем работников бюджетной сферы на островах. На этом фоне нам периодически рассказывают, какими ударными темпами происходит предоставление квартир коммерческого найма от СИА силовикам, которых, по определению, должен обслуживать федеральный бюджет. Куда подевались деньги Министерства обороны, предусмотренные на эти цели? И вновь повеяло слегка подзабытым делом Васильевой и ее «Оборонэкспортом». Ведь нам усиленно внушают – деньги в государстве есть, и они четко, по потребности выделяются для нужд оборонного ведомства.

Похоже, практику обслуживания интересов федеральных структур мы получили от бывшего губернатора Олега Кожемяко. Именно в его бытность была приобретена недвижимость якобы для нужд области, которую впоследствии передали СКР. И именно при нем жилье активно предоставляется именно федералам, служащим правоохранительных структур. В состоянии ли правоохранители качественно выполнять свою работу, чувствуя себя «обязанными» первому лицу региона? Ведь не просто так придумана система разделения государства на уровни, которая должна обеспечивать эффективность функционирования всего госаппарата и соблюдения законности на территории.

В этой ситуации пока больше вопросов, чем ответов на них.

Резюмируя, строительство социального жилья для работников бюджетной сферы на территории Сахалинской области не ведется. А возводимые квартиры категории коммерческого найма распределяются непрозрачно, в отсутствии четкого списка и очередности. Наряду с этим, регион взял на себя вопросы обеспечения жильем федеральных служащих и несет дополнительные расходы на оплату аренды существующего жилья. Квартирный вопрос всегда был и остается мощным инструментом влияния. А это иногда полезно и приятно.

Алексей Лукашевич, пресс-служба сахалинского отделения КПРФ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ