Сахалинские ТОРы – четыре года безудержного развития

0

ТОСЭР – Территория Опережающего Социально-Экономического Развития, это выделенная территория Российской Федерации с упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения. Так ли это на самом деле, и не входит ли в противоречие ход их реализации с поставленными задачами? Рассмотрим эти положения на примере ТОР «Южная» и ТОР «Горный воздух», которые реализуются на территории Сахалинской области с 2015 года. 

ТОР «Южная»

ТОР «Южная» — это комплекс решений, который, по замыслу создателей, должен обеспечить производство продовольствия на территории региона и обеспечить условия для создания «новых производств». В качестве первых выступают проект молочной мега-фермы от «инвестора «Грин Агро Сахалин» и проект второй очереди свинокомплекс компании «Мерси Агро Сахалин». С целью создания неких «новых производств» инициировано строительство индустриальных парков и логистического центра.

Проект «Грин Агро Сахалин» интересен тем, что молочная мега-ферма может занять доминирующее положение на рынке, на его защиту встает весьма влиятельная фигура современной России, председатель правления банка ВТБ Андрей Костин, а наполнение компании активами (земельными угодьями) происходит по «сниженным» ценам.

Финансирование проекта строительства мега-фермы, согласно сведениям, полученным на сайте Корпорации развития Сахалинской области, осуществляется в пропорциях: более 10 млрд рублей из средств КРСО в виде льготного займа, чуть более 1 млрд рублей – средства «инвестора», что позволяет говорить о том, что реализация проекта происходит за счет средств государства (средства КРСО – деньги бюджета региона). Возврат государственных денег растянут на долгие годы. Объем производства молока, после выхода проекта на полную мощность, планируется в пределах 30 000 тысяч тонн, что составляет практически 100% к уже имеющимся объемам молока всего сельскохозяйственного комплекса Сахалинской области. И здесь мы уже можем говорить о доминирующем положении на рынке одного хозяйствующего субъекта и рискуем попасть в зависимость в вопросах ценообразования. В прессе уже фигурировали цифры «сто рублей за литр молока» от этого производителя, что выглядит удручающе на фоне падающих реальных доходов населения и ставит под сомнение возможность качественного питания.

За счет чего достигаются эти показатели? Первое – финансирование проекта, о чем мы уже говорили. Второе – ход его реализации поддерживается административным ресурсом. Свидетельством тому стал льготный кредит от совхоза «Южно-Сахалинский» в размере одного миллиарда на этапе начала реализации проекта, который наделал много шума, привлек внимание спецслужб, стал поводом для возбуждения уголовного дела – бюджетные деньги предназначались совхозу и особым образом попали в руки коммерческому проекту благодаря решениям региональных чиновников.  Деньги спешно вернули, губернатор Олег Кожемяко был вынужден оправдываться на Центральном телевидении.

В обеспечение деятельности коммерческой структуры земельные наделы военного совхоза, в последствии АО «Петропавловское», были проданы компании «Грин Агро Сахалин». 1422 гектара, которые, по сведениям специалистов, имеют статус «федеральной собственности», получены предпринимателями в 2016 году всего за 32 млн рублей, при их рыночной стоимости более 500 млн рублей.

Еще один «земельный вопрос» Грин Агро Сахалин стал поводом расследования дела, которое инициировало более года назад антикартельное Управление ФАС России. Тогда, в начале 2018 года, рассматривали законность передачи сельскохозяйственных земель без конкурсных процедур. Фигурантами дела выступали: губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко, Правительство региона. Дело, рассмотрение которого многократно откладывалось, окончательно заглохло в Москве. Одна из причин – противодействие банка ВТБ, который отказался передать в распоряжение ФАС сведения о движении денежных потоков по указанному проекту.

Еще один резидент ТОР «Южная» — компания «Мерси Агро Сахалин» реализует проект строительства второй очереди свинофермы на фоне целого ряда скандалов. Основные претензии потребителей озвучиваются к качеству поставляемого в розничные сети мяса, а жители Анивского района и юга острова Сахалин жалуются на несоблюдение требований экологической безопасности – от свинокомплекса распространяется вонь, а в водах реки, впадающей в Анивский залив, отмечено присутствие загрязнений. Экологический вопрос ставит под сомнение использование и дальнейшую судьбу излюбленного места отдыха жителей– пляжи.

Сама структура юридических лиц под общим названием «Мерси Агро Сахалин», имеет запутанную форму, а ее пирамиду венчает таинственный «Свинокомплекс Сахалинский», которого никто воочию не видел, о нем пресса не публикует хвалебные релизы, что выглядит странным, а в состав его учредителей входят персоны, имеющие опыт проведения банкротств.

Финансирование строительства второй очереди свинокомплекса, который реализуется с 2016 года, проходит по привычной схеме –  два миллиарда вносит в виде льготного кредита КРСО, оставшиеся крохи (230 млн) вносит сам «инвестор».  Проект настолько «привлекателен», что Правительство региона не может продать свои акции – желающих нет. Деятельность свинокомплекса носит закрытый характер, на его территорию просто невозможно попасть. С большим трудом в информационном пространстве оказались сведения о массовом падеже молодняка, в результате чего администрация была вынуждена задействовать дополнительные мощности кремации тушек. А его бывший руководитель стал фигурантом уголовного дела, в рамках которого его обвиняют в присвоении восьми миллионов рублей через фирму-прокладку.

Что касается прочих резидентов ТОР «Южная» — индустриальных парков: о каких-либо высокотехнологичных проектах, которые могут быть реализованы на этих площадках, сведений нет.

ТОР «Горный воздух»

В рамках указанного ТОСЭР заявлено куда большее число резидентов, чем на площадке ТОР «Южная». В основном это рестораны, гостиницы, бани и прочие подобные объекты, которые, по замыслу авторов, должны стать основой развития туризма на островах, всего их девятнадцать.  В их числе новое здание аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске и водно-оздоровительный комплекс «Аква Сити», которые в народе уже прозвали аквапарком.

Строительство аэровокзала имеет свою историю, губернатор Олег Кожемяко, в свое время, заявлял о необходимости снижения стоимости работ по его возведению, в результате чего ожидаемого удешевления не произошло. Сам проект критикуется теми жителями острова, которые имеют возможность путешествовать и сравнивать комплекс с имеющимися аналогами за рубежом. Сравнение не в нашу пользу. По их мнению, аэровокзал похож на примитивную «коробку» и не станет украшением острова.

«Аква Сити» имеет свою предысторию. Стоимость проекта оценивается в сумму более трех с половиной миллиарда рублей, его возведение осуществлялось за счет средств областного бюджета и, согласно договорным обязательствам, регион обязан был выкупить уже готовое сооружение. Однако, в процессе строительства, которое вела  «Городская управляющая компания», осуществлялось промежуточное, бюджетное финансирование стройки, что происходило вразрез с действующими постановлениями Сахалинской областной Думы. Выкупать за полную стоимость должны были уже готовый комплекс.

Эта же компания-застройщик претендовала на дальнейшую эксплуатацию водно-оздоровительного комплекса. Антимонопольное ведомство, после отъезда губернатора Олега Кожемяко, стало возражать, и был объявлен затяжной конкурс, в ходе которого областная казна финансировала вынужденный простой «Аква Сити». На сегодня оператор определен, им стали структуры не связанные с застройщиком. Однако  до сих пор население волнуют тарифы на посещение этого заведения. Были озвучены цифры порядка 1 000 – 1 500 рублей за человека. Таким образом, среднестатистическая семья из трех человек, при посещении комплекса построенного за счет бюджета, должна будет выложить около 5 000 рублей, учитывая желание скушать бутерброд и попить горячего чаю. Цифра не маленькая и говорить о стабильности потоков людей пока не приходится. А это вновь вопрос окупаемости и эффективности использования бюджетных средств.

Целый перечень резидентов ТОР, с проектами строительства «гостиниц», фигурирует на фоне отчетов Сахалинстата об убыточности этих субъектов экономической деятельности на территории региона.

Реализация проектов ТОР «Горный воздух» сопровождается экологическими скандалами, по примеру ТОР «Южная». Вокруг областного центра осуществляется массовая вырубка лесов, в том числе и для строительства горнолыжных трасс и подъемников горнолыжного курорта «Горный воздух».  Их возведение, которое осуществляется компанией «Доппельмайр Раша», ведется без соответствующих разрешений. А ее руководитель, получивший порядка двух миллиардов бюджетных денег на эти цели, является руководителем еще 16 российских «дочек» зарубежных компаний. Специалисты связывают имя Олега Абашева с компанией Akamai и ее дочкой в России ООО «Акамай Технолоджис», имеющей отношения к криптографии. Головное же предприятие Akamai, по сведениям из открытых источников, было основано разведчиком и доктором Массачусетского технологического института Лео Рафаэлем Райфом. «Доппельмайр Раша», по требованию ФАС, уже лишена подрядов на схожие работы в рамках строительства горнолыжного комплекса «Манжерок», сумма которых оценивалась почти в миллиард рублей.

У подножия горы «Большевик», где располагаются основные мощности СТК «Горный воздух», ведет строительство бань еще один резидент ТОР – ООО «Хонока Сахалин», который связывают с именем бывшего председателя гордумы Южно-Сахалинска и действующего депутата Сергея Дмитриева. Ради газификации этого объекта будет вырублено более трех тысяч деревьев, которые входят в состав окружающего областной центр лесных угодий.

ТОР «Курилы»

Еще одна территория опережающего развития – ТОР «Курилы», казалось бы, выглядит более привлекательно на фоне своих коллег.  Там развивает производство рыбной продукции «Рыбокомбинат Островной» и деньги вкладывает только сам инвестор. В прессе, загадочным образом, не всегда фигурирует форма собственности этого предприятия, а на самом острове Шикотан зарегистрировано несколько компаний со схожим наименованием. Источники говорят о том, что реализация проекта совпала с переделом собственности предыдущего «Рыбокомбината Островной» и квот на добычу биоресурсов, который стартовал после знаменитого вопроса «о невыплате заработной платы», заданный президенту России Владимиру Путинув рамках тщательно отрепетированной сахалинской» части его «прямой линии».  На съемочной площадке тогда был замечен губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Имущество ЗАО «Рыбокомбинат Островной» распродавалось по заниженным ценам. Например, судно «Сакити Мару-1» (флаг РФ, порт приписки Невельск, IMO 8909109), в октябре 2018 года было продано за копейки. В ходе его ремонта, в адрес «Островного» неоднократно, в 2018 году, направлялась информация о месте нахождения судна СДС «Сакити Мару-1» в порту Далянь. Однако судно было оттуда угнано еще в октябре 2017 года. Для легализации использования судна в иностранных портах был подготовлен поддельный комплект документов как на рыболовное судно «SK-1» (флаг Тоголезской Республики, порт приписки Ломе, IMO 8909109). Под этим названием корабль был задержан Береговой службой Японии в ходе браконьерского лова биоресурсов.

Подводя промежуточные итоги развития Территорий опережающего Социально-Экономического развития, наверное, можно говорить о том, что эти ТОСЭР и их резиденты финансировались, в основном, из государственной казны. Выгодоприобретателями стали коммерческие структуры, а территории, на которых проживают островитяне, подверглись варварскому использованию, которое повлекло за собой многочисленные экологические проблемы.

Стали ли ТОСЭР тем инструментом, который позволил улучшить качество жизни россиян? Безусловно, да! Только число этих «россиян», похоже, весьма незначительно.

Источник:

Сахалинские ТОРы – четыре года безудержного развития

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ