Они над этим думают. Мост на материк: история вопроса

0

Планы строительства моста на Сахалин реанимируются, стоимость его оценивается ниже, чем в Крыму, возможно и строительство тоннеля, но решение пока не принято. Об этом 15 июня в ходе прямой линии сообщил президент России В. Путин.

“Такие идеи были уже давно, еще в 50-е годы, еще при Иосифе Виссарионовиче думали на эту тему и даже планы соответствующие строили. Но эти планы так и не были реализованы. Сейчас мы занимаемся реанимированием этих планов, думаем над этой проблемой”, – сказал Путин.

По его словам, по предварительным оценкам, стоимость моста на Сахалин должна быть ниже, чем крымский мост. “Около 286 млрд рублей, это предварительные подсчеты”, – сообщил Путин, добавив, что этих денег недостаточно, потому что одного мостового перехода мало. “Там нужны тоже подъездные пути, нужна развязка всего дорожного комплекса. Кстати говоря, были идеи, сейчас они тоже прорабатываются, строить не мост, а тоннель, что тоже возможно. Решение пока не принято, но мы над этим думаем”, – отметил Путин.

Ранее первый вице-президент РЖД А. Мишарин в интервью ТАСС заявил, что РЖД и министерство инфраструктуры и транспорта Японии готовятся создать рабочую группу для проработки проекта создания транспортного перехода между РФ и Японией. Мишарин подчеркнул, что непременным условием реализации проекта является строительство транспортного перехода между Сахалином и материком. По его словам, обоснование инвестиций для этого проекта РЖД и минтранс представят в правительство в ближайшее время.

Как известно, Сахалин отделен от материковой части РФ Амурским лиманом (на севере) и Татарским проливом (в центральной и южной части). Самая узкая часть, минимальная ширина которого 7,5 км, расположенная между ними, называется проливом Невельского. В настоящее время возможна связь с Сахалином только по воздуху или морем, причем зимой для транспортировки грузов по воде требуется ледокольная проводка. Основной паромной переправой является линия Ванино –   Холмск.

Предложения строительства постоянного транспортного перехода на Сахалин появились сразу после вхождения острова в состав Российской империи в 1875 году. Существовали проекты моста или дамбы через пролив Невельского, однако они не были реализованы из-за отсутствия средств и малой экономической целесообразности. От планов по строительству моста окончательно отказались в 1905 году после того, как Россия по итогам войны с Японией лишилась южной части Сахалина.

В конце 1920-х годов в районе пролива Невельского были проведены первые инженерные изыскания, которые продемонстрировали большую сложность строительства в этой местности моста или тоннеля. Территория расположена в зоне с повышенной сейсмичностью, строительство сильно осложнено неустойчивыми или трудными для проходки грунтами.

В 1945 году по итогам второй мировой войны СССР вернул контроль над всем  Сахалином. В 1949 году председатель совета министров СССР, глава ЦК ВКП(б) И. Сталин принял решение о строительстве железнодорожного тоннеля на остров. 5 мая 1950 году было подписано секретное постановление совета министров «О строительстве железной дороги Комсомольск – Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив”.

Планировалось, что тоннель пройдет под мысом Невельского и будет иметь длину 12,9 км. Предполагалось строительство подъездных путей на Сахалине (327 км) и от Комсомольска-на-Амуре (порядка 400 км).

Проектирование и подготовительные строительные работы начались в апреле 1950 года. На них трудились условно-досрочно освобожденные заключенные ГУЛАГа, а также вольнонаемные специалисты. К началу 1953 года на стройке работали 3,7 тыс. человек. В Хабаровском крае были построены 120 км путей до станции Черный Мыс (разобрана в начале 2010-х годов), созданы шахтные стволы для прокладки тоннеля. После смерти Сталина 5 марта 1953 года строительство было остановлено из-за массовой амнистии: почти все рабочие, бывшие заключенные, воспользовались правом уехать домой. С тех пор стройка не возобновлялась.

Планы завершения строительства тоннеля существовали в 1960 – 1970-х годах при проектировании Байкало-Амурской магистрали, однако они тоже не были реализованы.

Предложения о строительстве тоннеля или моста на Сахалин снова появились после распада СССР. В 2001 году правительство РФ утвердило федеральную целевую программу “Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)”. В исходной редакции она предусматривала строительство “железнодорожной линии, соединяющей Сахалин с материком (507 км), для освоения грузопотока в размере 5 – 7 млн. т в год с возможным ростом в перспективе до 20 млн. т”.

В 2006 году эта линия была исключена из программы принятыми поправками. В 2008 году переход на Сахалин был включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Решение о строительстве до сих пор не принято.

В настоящее время приоритетным является проект железнодорожного моста через пролив Невельского. Всего длина железнодорожной связи должна составить 580 км – от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре до поселка Ныш на северо-востоке Сахалина.

(По материалам ТАСС).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ