Пенсии государственных служащих – кто в лес, кто по дрова

0

Тема прибавки к пенсиям государственных служащих, которые отработали год или три года на островах, вызвала широкий отклик среди населения. Прошли публикации в СМИ, вышли сюжеты на телеканалах. Однако, не смотря на оказанное внимание со стороны общественности, она не стала более прозрачной, и обыватель до сих пор путается в размерах этой прибавки, приписывая чиновникам несметные доходы и богатства за счет сахалинского бюджета. Мы попытались, в очередной раз разобраться в хитросплетениях островного законодательства и схожих законодательных актах у российских коллег. Напомним, речь идет о доплате к пенсиям лиц замещающих государственную должность.

Итак, Хабаровский край:

Здесь губернатор или член правительства имеет право на доплату к страховой части пенсии по старости, и она устанавливается в таком размере, чтобы сумма всех пенсионных выплат (доплаты и пенсии по старости) составляет: при замещении указанных должностей от трех до шести лет – 55 процентов, от шести до десяти лет – 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет – 85 процентов, пятнадцать лет и более – 95 процентов денежного содержания чиновника. К доплате прибавляется северный коэффициент и надбавки. В данном случае мы видим заинтересованность в закреплении кадров высшего управленческого звена.

Приморский край:

Если чиновник достиг на службе пенсионного возраста, доплата ему положена уже после одного года работы в ранге государственного служащего и ее размер устанавливается: 55 процентов – от года до трех лет стажа, 75 процентов – от трех до восьми лет, 85 процентов – от восьми до двенадцати лет, 95 процентов – свыше двенадцати лет. Размер доплаты исчисляется исходя из ежемесячного денежного вознаграждения чиновника с учетом районного коэффициента и северных надбавок за вычетом сумм пенсии по старости. И в этом регионе мы видим заинтересованность в закреплении кадров высшего управленческого звена, не смотря на первый критерий назначения доплаты – один год.

Калининградская область, «земля обетованная» для многих жителей Сахалина и Курил:

Здесь пенсия государственным гражданским служащим начисляется с учетом стажа, который определяется федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». На 2017 год эта цифра составляет 15 лет и 5 месяцев и размер пенсионной доплаты составляет 25% от должностного оклада служащего.  Чиновник Калининградской области имеет право получить за каждый полный год стажа работы дополнительно 2% от его оклада, но размер доплаты к пенсии не может превышать 50% должностного оклада.  Выплаты финансирует областной бюджет.

И вновь мы фиксируем заинтересованность в закреплении кадров на местах.

Тамбовская область:

В этом регионе, при назначении доплаты к пенсии государственных служащих, применяется следующая схема:

– 15% ежемесячного денежного содержания лицам, имеющим пять лет стажа.

– За каждый последующий год выплата увеличивается на 3%, но не превышает 60% ежемесячного денежного вознаграждения. В определение размера доплаты не включаются единовременная выплата при предоставлении отпуска, материальная помощь и единовременные премии.

Местные власти закрепляют чиновника в регионе, растягивая его стаж при назначении доплаты.

Камчатский край:

Доплата к пенсиям чиновников осуществляется за счет краевого бюджета при условии замещения ими государственных должностей не менее пяти лет в общем и непосредственно перед увольнением стаж должен составлять три года.

Увидев эти цифры у нас появилось стойкое ощущение déjà vu, ощущение чего-то общего Сахалинской области с соседним регионом не только в части географии.

Более того, на Камчатке решили все же включать в размер среднего денежного содержания чиновника всевозможные материальные помощи, отпускные и премии, и используют эти суммы, в отличии от своих коллег из Тамбовской области.

Магаданская область:

Доплату к пенсии получают лица, замещавшие государственные должности на постоянной основе не менее 5 лет и имеющие стаж государственной службы не менее 15 лет. Доплата устанавливается в размере 45% среднемесячного содержания с учетом районного коэффициента. За каждый год сверх указанного стажа эти выплаты увеличиваются на 3%, но их общий объем не должен превышать 75% среднемесячного заработка.

А в общем, если чиновник отработал от 5 до 10 лет доплата составит 55% от денежного содержания, свыше 10 лет – 75%.

Возьмем для примера практику в Ивановской области:

Стаж чиновника от года до трех лет дает право на 20% доплаты от денежного содержания чиновника, от трех до восьми лет – 25%, от восьми до двенадцати лет – 30% и свыше 12 лет – 35%.

 

Белгородская область:

Если чиновник отработал на государственной должности 15 лет и более, ему полагается 80% доплаты к пенсии от ежемесячного содержания. Однако, есть существенные ограничения. Размер этой пенсии за выслугу лет не может превышать сумму рассчитанной исходя из средней заработной платы простого гражданина и коэффициента. Для губернатора это двойная сумма, для депутата коэффициент равен единице.

Далее рассмотрели соответствующие законы Якутии, Московской области и Чеченской республики. В каждом из этих регионов существуют свои нюансы.

В заключение, рассмотрим доплаты к пенсии государственных служащих Сахалинской области:

Право на ее получение возникает у женщин при достижении 50-ти лет, у мужчин при достижении возраста 55 лет и имеющих трудовой стаж в районах, приравненных к Крайнему Северу, не менее 15 и 20 календарных лет.

Размер среднемесячного содержания чиновника, который используется при начислении доплаты к пенсии, не должен превышать 2,8 оклада денежного содержания государственного служащего, с применением районного коэффициента и северных надбавок.

Расходы по выплате этой прибавки, доставку и пересылку оплачивает сахалинский бюджет и только в кредитные организации Российской Федерации.

Лицам, замещающим государственные должности, пенсия за выслугу лет назначается в следующих размерах:

– от года до трех лет в размере 55% от среднемесячного денежного содержания, за вычетом страховой пенсии по старости.

– свыше трех лет в размере 75%, за вычетом страховой пенсии по старости.

При этом сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости не может превышать 75% среднемесячного содержания государственного служащего.

На самом деле закон, определяющий размер пенсии за выслугу лет сахалинским государственным служащим сложен для понимания обычным гражданином. Мы предприняли попытку определить размер этой выплаты, учитывая заявление губернатора о размере его оклада в 32 тысячи рублей.

Итак, берем за основу те самые 32 000, применяем к ним предельный коэффициент 2,8, северный коэффициент 1,6 и 5 северных надбавок. Итого, базовая сумма для исчисления размера доплаты к пенсии по старости составила 188 тысяч 160 рублей.

После года замещения должности государственного служащего, по нашим расчетам, губернатор имеет право на 103 488 рублей доплаты + пенсия по старости, после стажа в три года – 141 тысяча 120 рублей + пенсия по старости.  И эти суммы, согласно нормам существующего законодательства, не превышают 75% среднемесячного содержания высшего должностного лица региона. На его содержание, бюджет ежемесячно тратит сумму порядка одного миллиона рублей, существенная часть которого идет на выплату заработной платы.

Возможно, правительство сочтет необходимым и представит свои данные, которые раскроют суммы выплат.

Добавим, уточнить общую сумму затрат сахалинского бюджета, которая идет на содержание пенсионеров подобного ранга мы так и не смогли.


Рассматривая существующие в Российской Федерации законы об исчислении доплат к пенсиям государственных служащих, мы пришли к неутешительным выводам.  Правовое поле по этому вопросу представляет из себя лоскутное одеяло, в каждом регионе свои нюансы, несмотря на то что мы проживаем в едином государстве и в нем принято жить по единым правилам.

Логично было ожидать от федеральных властей единых условий для работы чиновников уровня «государственный служащий» которые бы учитывали удаленность региона в части выплат северных надбавок и северного коэффициента к сумме дополнительных пенсионных выплат. А пока каждый губернатор подстраивает ситуацию в своем регионе так, как считает необходимым.

И еще, наверное, стоит рассмотреть ситуацию, когда чиновник Сахалина или Камчатки покидает этот регион и уезжает жить поближе к Черному морю или в Анталию, снижая эти выплаты на размер северных льгот. Ровно то, о чем говорила глава островного правительства Вера Щербина по отношению к простым гражданам.

А пока, на рассмотрении находится законопроект фракции КПРФ в Сахалинской областной Думе, который предусматривает увеличение срока для исчисления пенсионной надбавки с одного года до пяти лет и с трех лет до десяти. Возможно, эти меры позволят устранить кадровую чехарду в регионе, закрепить кадры среди государственных служащих и, тем самым, повысить качество государственного управления на островах.

Алексей Лукашевич, пресс-центр СРОПП КПРФ

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ