Накануне поездки министра Александра Козлова в Южно-Сахалинск

1

Фракцией КПРФ в Сахалинской областной Думе получена информация о планируемом в августе 2018 года визите министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Козлова. По мнению островных коммунистов, в Сахалинской области сложился комплекс проблем требующих для их решения реализации незамедлительных мер со стороны федеральных и региональных органов власти.

Ввиду своего географического положения Сахалинская область  существует в условиях целого ряда негативных факторов. Это, прежде всего, сложные, в том числе экстремальные природно-климатические условия, островное положение, транспортная недоступность, бездорожье, экономическая нестабильность и отток населения.

Структура экономики Сахалинской области сложилась таким образом, что регион живет, в основном, за счет добычи и продажи полезных ископаемых. Доля нефтегазовых доходов в 2017 году составила 64,3 млрд рублей, или 59% от всех доходов, полученных в сахалинский бюджет. В регионе фактически нет промышленных предприятий, кроме как в нефтегазовой и угольной сферах, практически нет перерабатывающих производств. Сахалин находится в статусе «сырьевого придатка», в связи с чем существуют определенные риски, которые ставят нас в зависимость от цен на природные ресурсы на международных торговых площадках.

Ставка на развитие въездного туризма в регионе, который в дальнейшем, по мнению сахалинского правительства, может стать заменой получения прибыли за счет природных ресурсов, считаем ошибочной. По информации МВД, за шесть месяцев текущего года Сахалинскую область посетило чуть более одной тысячи иностранных туристов. На фоне многомиллиардных вложений в этот сектор экономики, каковы прогнозы его развития? В какой период проект ТОР “Горный Воздух”, где основным инвестором, к сожалению, является областной бюджет, выйдет на окупаемость, какое количество туристов приедут на построенные объекты в перспективе? Полагаем, что Министерству РФ по развитию Дальнего Востока необходимо обратить внимание на развитие реального сектора островной экономики, в котором должна создаваться прибавочная стоимость.


Справка: январь-июнь 2018 года,  Поставлено на миграционный учет – 433 542 мигранта (ДВФО), из них в 196 736 в Приморском крае (первое место), 74 892 в Хабаровском крае (второе место), 43 920 в Амурской области (третье место), 32 912 в Республике Саха (Якутия) (четвертое место), 31 964 в Сахалинской области (пятое место);


С 2012 года в сахалинский бюджет стали поступать многомиллиардные доходы от реализации шельфовых проектов. По уровню обеспеченности бюджета на душу населения область занимала лидирующие позиции в стране. Несмотря на колоссальные цифры доходной части регионального бюджета (2015 год – 207 млрд рублей на 488,3 тыс человек), по итогам 2017 года по качеству жизни нефтегазовый регион занимает лишь 53-е место в стране.

Имея в прежние годы более 700 тысяч жителей, за более чем 25 лет Сахалинская область потеряла треть своего населения. Сегодня демографическая ситуация немногим лучше – первый и единственный за последние годы естественный прирост населения в 2017 году сменился демографической убылью. По итогам первого полугодия 2018 года миграционная убыль составила 566 человек: регион покинули почти 6,7 тысяч островитян. Государственная политика направлена на замещение местного населения мигрантами – только за 2017 год в регион прибыло более 40 тысяч жителей среднеазиатских республик.  Население островов продолжает стареть – более трети составляют люди пенсионного возраста. Из 50 выпускников сахалинских школ только 1 остаётся на островах. Остальные уезжают получать образование на материк и не возвращаются обратно.

Местное население бежит с островов и, в большинстве своем, из-за низкого качества жизни, а федеральная власть выходит с инициативами финансово поддерживать тех граждан, которые решились на переезд в ДФО: подъемные до одного миллиона на каждого члена семьи, предоставление региональных мер соцподдержки. Данные инициативы ничего, кроме обиды и возмущения, у дальневосточников не вызывают.

Пока федеральная власть размышляет о строительстве мостового перехода на материк, на Сахалине до сих пор нет асфальтированной дороги с севера на юг, связывающей областной центр с северными нефтегазовыми районами, которые и приносят миллиардные доходы в бюджеты различных уровней. Сахалин занимает одно из последних мест в стране по количеству дорог с твердым покрытием.

Доставка грузов на острова, стоимость их транспортировки становятся решающими факторами в развитии территории, особенно в отсутствие на Сахалине и Курилах высокотехнологичных производств. К сожалению, основная масса контейнерных перевозок перенаправлена с порта Ванино и груз к нам попадает из Владивостока. Такова существующая логистика, тем самым происходит удорожание поставок, что, в первую очередь, бьет по кошельку островитян, и приводит к снижению эффективности островной экономики.

Несмотря на то, что на Сахалине добывают нефть, на островах регулярно возникает бензиновый кризис, а цены на топливо одни из самых высоких в стране.

Уровень газификации региона крайне низкий и серьезно отстает от среднероссийских показателей – 13% против 67%. Значительная часть региональных электросетей находится в ветхом состоянии. Средний износ линий электропередачи и подстанций составляет около 60%.

Практически весь жилфонд в регионе имеет дефицит бальности, а в условиях высокой сейсмической активности это недопустимо. Помимо этого, в регионе большой процент ветхого и аварийного жилья – 9% при среднероссийском показателе 3%.  И этот показатель с каждым годом только увеличивается.

Большинство социальных учреждений области построено ещё в 50-70-е годы прошлого столетия, имеют высокий процент физического износа и давно не отвечают действующим санитарным нормам и правилам.

Не лучшим образом складывается и экологическая ситуация. В 2017 году Сахалинская область была лидером в стране  по уровню загрязнения атмосферного воздуха бензапиреном. Качество питьевой воды в регионе хуже среднероссийского показателя.


Ссылка по теме: Санитарно-эпидемиологическое НЕблагополучие  жителей Сахалина и Курил


По данным Минздрава, среди регионов – аутсайдеров по продолжительности жизни и Сахалинская область. К тому же качество предоставления медицинских услуг на островах отстает от среднероссийского уровня. Как следует из доклада Высшей школы организации и управления здравоохранения система здравоохранения на Сахалине, а также на Чукотке, Камчатке, в Магадане и ЕАО, является худшей в стране.

Уровень алкоголизации населения в регионе намного выше, чем в среднем по стране. По итогам первого квартала 2018 года Сахалинская область оказалась на 2-ом месте в России по продажам алкогольной продукции на душу населения – на каждого жителя островного региона пришлось по 3,5 литра алкоголя при среднероссийском показателе 1,6 литра.

Ещё одной из проблем Сахалинской области являются высокие цены на авиабилеты. Да, есть программы, которые субсидируют перелёты в отдельные периоды времени в году, но они работают на отдельные категории граждан по возрастным группам. Большинству же сахалинцев и курильчан, особенно не имеющих отношение к бюджетной сфере, авиабилеты недоступны. Проблема обостряется в период летних отпусков, когда сахалинцы стараются вывести свои семьи на материк к морю и солнцу, т.к. сам регион отличается суровыми климатическими условиями –  сахалинское лето зачастую прохладное и дождливое. На 2 августа авиабилет по направлению Москва – Южно-Сахалинск стоит более 50 тысяч рублей.  С такими ценами на перелеты страны Азиатско-Тихоокеанского региона ближе и доступнее для жителей Сахалина и Курил, чем территория России. Этот вопрос уже не столько экономический, скорее, он уже переходит в политическую плоскость.

Понятно, что за прошедшие 5 лет невозможно было кардинально переломить отставания, накопленные десятилетиями. Но принятие решения об изъятии 2/3 доходов от реализации шельфового проекта “Сахалин-2” под предлогом “развития Дальнего Востока” только усугубило ситуацию на островах. Ведь тяжелейшие условия жизни, сырьевая направленность экономики, высокая капиталоемкость хозяйственного освоения территории и повышенные транспортные затраты вследствие географической удаленности  и островного положения ставят регион в заведомо невыгодное положение по сравнению с другими регионами Дальнего Востока.

Сахалинская область находится в неравном положении по сравнению с тем же Приморским и Хабаровским краями. Во время подготовки к саммиту АТЭС во Владивосток вложили около 700 миллиардов рублей, создав 25-летний запас инфраструктурной мощности.

Таким образом, ситуация в Сахалинской области  требует скорейшего принятия мер по целому ряду направлений. Это экономика, политика, административное управление, миграционная политика, экология, демография, транспортная политика, энергообеспечение и др. В противном случае в среднесрочной перспективе мы можем потерять регион, тем более что к нему проявляет все возрастающий интерес соседнее государство.

Пресс-служба СРОПП КПРФ

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. А на последней встрече президента В.Путина и губернатора О. Кожемяко
    речь шла буквально о процветании островного края. И ВРП растёт, и
    с зарплатой всё в порядке, и ветхое жильё сносится, и здравоохранение
    на высоком уровне. Жалко, что о прибрежном лове на лодках до 20 метров
    не обмолвились, о планах строительства бумкомбината, о восстановлении
    добычи высококачественных углей на шахтах, возрождении зверосовхозов
    ни слова не сказали. Вероятно, времени не хватило.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ