Транспортная недоступность Сахалинской области (авиация)

0

Транспорт.

Значение этой отрасли экономики для островного региона трудно переоценить. Сахалинская область является единственным регионом в Российской Федерации, расположенным на островах. При этом транспортная недоступность региона в 2018 году достигла своего пика и продолжает наращивать позиции. Наши эксперты провели комплексный анализ сложившейся ситуации.  

Воздушное сообщение. Если не Москва, то Хайнань.

Учитывая, что существенная часть пассажирских перевозок могут осуществляться только воздушным транспортом, вопросы обеспечения бесперебойного авиасообщения между островами и материком являются актуальными и значимыми для населения Сахалинской области.

Основной пассажиропоток из региона сконцентрирован на направлении Южно-Сахалинск – Москва, и, как показывает статистика, спрос на авиаперевозки постоянно растет.

До недавнего времени перевозка пассажиров и багажа воздушным транспортом по маршруту Южно-Сахалинск – Москва – Южно-Сахалинск выполнялась авиакомпанией “Аэрофлот” и ее дочерней авиакомпанией “Россия”. В настоящее время на данном направлении работает только авиакомпания “Россия”.

Изначально планировалось, что “Аэрофлот” уходит с сахалинского направления лишь в зимнюю навигацию. Однако “Аэрофлот” не думает возвращаться на Сахалин уже и в летний период. Полеты на такое дальнее расстояние на дорогих комфортабельных воздушных судах компания считает невыгодными. Рейсы “России” более дешевые – для группы компаний “Аэрофлот”, но не для пассажиров. Конечно же, эта ситуация возмущает жителей региона: при девяти часовом перелете уровень сервиса и питания у “России” гораздо хуже, чем у “Аэрофлота”.

Кроме того, применен неравный подход к принятию решения о переуступке авиакомпанией “Аэрофлот” слотов на перевозки пассажиров в пользу авиакомпании “Россия”, поскольку эти слоты в полном объеме передаются только на направлении Москва – Южно-Сахалинск, в то время как в других регионах, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (Камчатка, Приморье, Хабаровский край), таких изменений не произошло. В зимний период авиакомпания “Аэрофлот” наряду с авиакомпанией “Россия” продолжает осуществлять рейсы на этих направлениях.

Таким образом, при принятии решения о прекращении полетов авиакомпанией “Аэрофлот” по направлению Москва – Южно-Сахалинск не принимались во внимание особые географические условия Сахалинской области, значительная длительность перелета, а также необходимость обеспечения равных прав граждан Российской Федерации на транспортную доступность.

Ещё одна проблема Сахалинской области, как и Дальнего Востока в целом – высокие цены на авиабилеты. Да, есть программы, которые субсидируют перелёты в отдельные периоды времени в году, но они  работают на отдельные категории граждан по возрастным группам. Многим сахалинцам и курильчанам, которым не оплачивают проезд в отпуск на предприятиях, авиабилеты в летний период времени недоступны. Если ты не успел купить билеты в отпуск за полгода вперед, летом по доступным ценам ты их уже практически не купишь.


Ссылка по теме: Сахалинский транспорт как возможный рычаг политического манипулирования


С такими ценами на перелеты страны Азиатско-Тихоокеанского региона стали ближе и доступнее для жителей Сахалина и Курил, чем территория России. Этот вопрос уже не столько экономический, скорее, он уже переходит в политическую плоскость.

Очередные потери.

Еще одной значительной проблемой для Сахалина и Курил являются внутрирегиональные  и межрегиональные перевозки по Дальнему Востоку.

Длительное время авиаперевозками внутри  региона занималась сахалинская авиакомпания “Сахалинские авиатрассы” (“САТ”), но впоследствии, в целях создания единой дальневосточной авиакомпании, на базе региональных авиакомпаний “САТ” и “Владивосток авиа”, входящих с 2011 года в состав группы “Аэрофлот”, учредили авиакомпанию “Аврора”.

В 2013 году депутаты Сахалинской областной Думы приняли решение о приобретении 49% акций авиакомпании “Аврора”. По заключению Правительства Сахалинской области, доля в авиакомпании приобреталась в интересах населения области. На тот момент сахалинские чиновники рассчитывали не только вкладывать бюджетные средства региона в новую авиакомпанию, но и влиять на принятие решений, а значит определять стратегию развития и направление деятельности авиакомпании, а главное участвовать в регулировании тарифов.

Однако даже этот пакет акций так и не позволил сахалинскому правительству вмешиваться в работу авиакомпании (решения принимает только второй собственник – “Аэрофлот”), но одновременно с этим, открыл путь сахалинскому бюджету для пополнения активов коммерческой структуры. В авиакомпанию из сахалинского бюджета рекой потекли субсидии за авиабилеты, многомиллиардные средства на приобретение новых самолетов, а также в качестве взноса в уставной капитал был передан единственный на островах санитарный самолёт.

Спустя пять лет ситуация с внутрирегиональными перевозками авиакомпанией “Аврора” сложилась следующая. “Аврора” прекратила совершать рейсы из Южно-Сахалинска в Шахтёрск и Ноглики. Таким образом, практически наполовину сахалинская авиакомпания сократила свои рейсы для сахалинцев и курильчан, но, вместе с тем, увеличила количество рейсов и направлений, например, для жителей Приморского края.

Без возможности летать на материк авиакомпанией “Аврора” остались жители Ноглик и Охи. “Аврора” посчитала, что терпит слишком много убытков, и ушла с этих направлений, а пострадали люди. Пытались достучаться до компании областные депутаты, но  коммерсанты их не послушали. Непонятно, появится ли рейс из Ноглик в Хабаровск, но из Охи в краевую столицу слетать можно будет уже в феврале – на помощь придут “Хабаровские авиалинии”.


Ссылка по теме: Сахалинские депутаты узнали, что они могут снизить цены на авиабилеты


Основным “камнем преткновения” в разрешении сложившей ситуации на межрегиональном рынке авиаперевозок стало действующее постановление Правительства Российской Федерации №1242 “О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети”, определяющее порядок и объемы финансирования авиакомпаний, которые перевозят пассажиров между субъектами Российской Федерации.

Сложившийся уровень цен на обслуживание самолетов аэропортами Дальнего Востока существенно выше аналогов в западной части страны. В постановлении №1242 предусмотрен повышающий коэффициент для субсидий дальневосточным авиакомпаниям – 1,25. Но он недостаточен. Руководитель авиакомпании “Аврора” заявил о 15-ти кратном расхождении уровня сборов в аэропортах. Для Дальнего Востока необходим коэфициент 15:1. А в идеале, для ДВФО требуется разработка и принятие отдельного постановления, которое бы учитывало все аспекты сложившейся ситуации и ценообразования. Принятие нового постановления позволит сохранить и развивать в дальнейшем существующие межрегиональные направления авиаперевозок.

Фото – АСТВ

Наследство правительства Олега Кожемяко.

Есть еще одна проблема, на которую хотелось бы обратить внимание.

С 1 января 2017 года в Сахалинской области изменилась система субсидирования авиаперелетов внутри региона. Право на льготы уже два года имеют только постоянно зарегистрированные на островах или подтвердившие факт проживания. До этого в области действовала система “тотальной поддержки”, когда летать по сниженным ценам внутри региона мог кто угодно. Дело в том, что стоимость рейсов относительно небольших самолетов на небольшие расстояния очень высока – экономически обоснованный тариф за двухчасовой полет в Оху, например, составляет более 19 тысяч рублей. И для того, чтобы снизить нагрузку на бюджет пассажиров, региональные власти разработали систему льгот. “Авроре” из сахалинского бюджета выделяли деньги, чтобы она снижала цену на билеты до социального тарифа: примерно трети от экономически обоснованного. В 2016 году на эти цели из областного бюджета было направлено около 800 миллионов рублей, на 2017, сообщали в ПСО, была заявлена потребность примерно в 1,1 миллиарда.

Подобные траты показались местным властям чрезмерными, и система была изменена. Сахалинцы и курильчане теперь могут купить проездные документы по паспорту и льготному тарифу (стоимость льготного билета из Южно-Сахалинска в Оху, например, составляет 6950 руб.), а все остальные платят полную цену.

Стоимость билетов по полному тарифу без льгот (в одну сторону, эконом-класс) в настоящее время составляет:

– Южно-Сахалинск – Оха – 19100 руб.;

– Южно-Сахалинск – Курильск – 16745 руб.;

– Южно-Сахалинск – Южно-Курильск – 14835 руб.

Для сравнения: стоимость билета эконом-класса в феврале 2019 года  по направлению Москва – Южно-Сахалинск авиакомпании “Россия” составляет 13200 рублей (в одну сторону).

Конечно же, вокруг обновленной системы до сих пор продолжаются дискуссии. Нынешний механизм субсидирования сказывается на спросе у неместных пассажиров, жителей иных регионов России,  и препятствует динамичному росту пассажиропотока. Особенное недовольство эта система  вызывает у тех, кто живет на Курилах. Например, невозможно купить недорогие билеты для родных и друзей, которые хотят приехать на острова с материковой части страны.

Понятно, что с такими ценами на авиабилеты невозможно вести речь и о развитии туризма на островах, кроме как финансово экстремального.


Фото – Airlines Inform

Проблемы в организации авиаперевозок на островах лежат в сфере ответственности органов власти различного уровня – начиная от федерального и заканчивая региональными. Их присутствие уже стало индикатором качества государственного управления и оказывает комплексное влияние на развитие Сахалинской области – от демографии до развития того самого туризма о котором не говорит лишь только ленивый.

Продолжение следует…

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ