Сахалинский минздрав уходит в глухую оборону

0

Ситуация в сахалинском здравоохранении до сих пор остается напряженной. Власти решают локальные проблемы отрасли, не рассматривая принципиальные, кадровые вопросы. Наряду с недовольством граждан растет  протест в профессиональном сообществе. Специалисты едины в своем мнении – “рыба гниет с головы”. В адрес фракции КПРФ Сахалинской областной Думы регулярно поступают письма от медицинских коллективов. Очередной крик души мы публикуем сегодня вновь.

“Игра с огнем”.


 

Одним из центральных процессов в российском здравоохранении в период с 2000 года по настоящее время стала так называемая «оптимизация» –  установление  оптимальной структуры  здравоохранения путём ликвидации и реорганизации неэффективных учреждений,  целью которой является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

Что же происходит в Сахалинской  области?

На  протяжении последнего года медицинские работники и население Сахалинской области активно выражают  озабоченность  в связи с негативными изменениями, происходящими в  системе здравоохранения области после назначения на должность министра здравоохранения Сахалинской области А.К. Пак, в том числе  проводимой  министерством здравоохранения области оптимизацией системы здравоохранения.

Реорганизации медицинских учреждений, навязываемые Паком, не улучшают доступность и условия  оказания медицинской помощи, а заметно ухудшают их.

Наглядный пример – ликвидация ГБУЗ «Городской родильный дом Южно-Сахалинска», как юридического лица.          

В начале октября коллектив родильного дома обратился с обращением о предотвращении ликвидации  медицинской организации, как юридического лица, присоединении медицинской организации в ГБУЗ «Южно-Сахалинская городская больница им Ф.С. Анкудинова» , к вице-губернатору Сахалинской области А.В. Зайцеву, председателю Сахалинской областной Думы А.А. Хапочкину, , прокурору Сахалинской области Н.А. Рябову, председателю правления Сахалинского регионального   отделения «Союза женщин России» Н.Д. Коршуновой, в региональную общественную приёмную  Председателя Партии «Единая Россия» Д.А. Медведева, председателю исполкома РО Общероссийского движения «Народный фронт» за Россию в Сахалинской области К.П. Кобякову, председателю обкома профсоюзов работников здравоохранения Сахалинской области Н.М. Александровой.

Обращение подписали 221 из 348 работников родильного дома.


Ссылка по теме: Состояние системы здравоохранения в Сахалинской области


На  общем собрании регионального отделения Российского  общества акушеров-гинекологов  (протокол от 01.11.2018 г. № 2) признано, что  объективных причин для  реорганизации  успешно действующей системы оказания медицинской  помощи по акушерству и гинекологии в муниципальном образовании «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» нет,  разрушение её приведёт практически к упразднению  структуры управления и  преемственности в работе структурных подразделений ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска», оказывающих специализированную, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология», разрушению  успешно  действующей в Сахалинской области системы оказания медицинской помощи населению по  профилю   «акушерство и гинекология»,    ухудшению доступности и качества медицинской помощи по акушерству и гинекологии  не только женщинам, жительницам города Южно-Сахалинска, но и других муниципальных образований.     

Депутаты городского собрания  г. Южно-Сахалинска» открыто признали, что в данном случае имеет место коммерческий интерес частных лиц к земельному участку, на котором расположено здание гинекологии, а не забота о здоровье населения.

Тем не менее, 12 ноября 2018 г. издано распоряжение министерства здравоохранения Сахалинской области № 1123 «Об реорганизации ГБУЗ «Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова», присоединения к ней ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска».

Министерством здравоохранения Сахалинской области  не подготовлено медико-экономическое обоснование предполагаемой реорганизации, не получены заключения о возможности реконструкции здания городской больницы  и размещения в нём отделения оперативной гинекологии, не известно, где будет оказываться медицинская помощь гинекологическим больным, не нуждающимся в оперативном лечении.

До сих пор нет ясности куда будут госпитализироваться на лечение беременные на ранних сроках беременности, которые должны находиться в стационаре круглосуточного пребывания, больные с острыми воспалительными заболеваниями органов малого таз, женщины с заболеваниями в позднем послеродовом периоде?

Как в калейдоскопе  министерство периодически  озвучивает всё новые и новые варианты размещения гинекологического отделения на площадях ГБУЗ «Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова», а по требованию министра Пака полным ходом идёт процесс передачи активов  роддома городской больнице. Министерство здравоохранения требует передачи персональных данных работников ГБУЗ «Городской родильный дом г. Южно-Сахалинска» в ГБУЗ «Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова», являющейся  сторонней организацией,  для оформления последней лицензии на оказание медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология».

Немногие ответы от сахалинских чиновников, поступившие в медицинскую организацию,  представлены  однотипными отписками, подготовленными на основании  недостоверных сведений, представляемых министерством здравоохранения.

В зоне обслуживания ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-

Сахалинска» проживает 42,7 % женского населения Сахалинской области, что составляет  108 457. Помимо того, в структуре пролеченных больных в стационарах медицинской организации, удельный вес пациентов, имеющих регистрацию в иных муниципальных образованиях Сахалинской области, ежегодно составляет 23-25 %.

Структурные подразделения медицинской организации размещены в трёх территориально разобщённых зданиях.

Амбулаторная медицинская помощь по профилю «Акушерство и гинекология» оказывается в женской консультации на 150 посещений в смену, расположенной в здании, введённом в эксплуатацию в 2007 году, построенном по типовому проекту территориальной поликлиники, по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 12.  

 В этом же здании размещены  клинико-диагностическая лаборатория, обслуживающая все структурные подразделения медицинской организации,  и дневной стационар, мощность которого в 2014 году увеличена с 15 до 30 пациенто-мест.

Стационарная помощь по  профилям «Акушерство и гинекология» и «Неонатология»  оказывается в  медицинской организации специализированных отделениях  круглосуточного пребывания.

Акушерские отделения и отделение новорожденных размещены на площадях 3-х этажного шлакоблочного здания по адресу: г. Южно-Саха-линск, ул. Чехова, 75.

Здание построено  в 1961 году,  по площадям и набору помещений не отвечает современным санитарно-техническим нормам, что создаёт сложности в соблюдении санитарно-эпидемиологических требований и внедрения современных технологий родоразрешения.

Дефицит площадей составляет 1500 кв. м. Износ здания составляет более 73%.     Здание рассчитано по сейсмоустойчивости до 6 баллов.   В 2005 году из-за износа несущих конструкций произошло частичное обрушение перекрытий  третьего этажа.

На территории, прилегающей к акушерскому корпусу, находится пищеблок медицинской организации, который размещён в приспособленном здании бывшей котельной,  не отвечающем требованиям   Сан ПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Гинекологические отделения размещены в приспособленном здании (обще-житие), построенном в 1974 году,  по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр-т Победы 55-Б. В гинекологическом стационаре оказывается плановая и экстренная медицинская помощь гинекологическим больным и беременным со сроком беременности до 22 недель.  ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска» является единственной в городе медицинской организацией,  в которой круглосуточно оказывается экстренная медицинская помощь больным с гинекологическими заболевания-ми.

Дефицит площадей в гинекологическом стационаре составляет более 1000,0 кв.м.  Износ здания составляет 82,0%.   Операционные  и процедурные кабинеты размещены в помещениях,  площади которых не отвечают требованиям  санитаргно-эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Ограниченные площади приспособленных помещений не позволяют внедрять  современные  органосохраняющие технологии, направленные на сохранение репродуктивной функции, а также создают значительные неудобства как  пациентам (беременным и гинекологическим больным), так и медицинскому персоналу.   Так как в здании нет  лифта, узкая лестница и коридоры,  транспортировка «носилочных» больных на этажи, где размещены операционные и палаты реанимации,  осуществляется медицинским персоналом на одеялах, а порой и на собственных руках, в ряде случаев прибегая к помощи сопровождающих больных родственников.

Все здания территориально разобщены, находятся на расстоянии друг от друга от 1,5 до 2,0 км. Это затрудняет обслуживание зданий, организацию медицинской помощи женщинам и  детям,  прежде всего экстренной,  и лабораторное обследование  пациентов. Разобщенность зданий отрицательно сказывается на организации  работы отделения ультразвуковой диагностики и физиотерапевтического отделения.

В 2005-2006 годах  проведён капитальный ремонт  акушерского и гинеко-логического корпусов, затраты на который превысили 65,0 млн. рублей. В процессе ремонта акушерского стационара  его сейсмоукрепление не проводилось. Ввиду значительного износа зданий на проведение косметического ремонта стационаров с целью поддержания их технического состояния  из средств областного бюджета  с 2011 года ежегодно тратится  от 10,0 до 12,7 млн. рублей.

Медицинская организация относится к учреждениям родовспоможения II группы, на период закрытия перинатального центра ГБУЗ «Сахалинская областная больница» выполняет функции «стационара высокого риска беременности», оказывает медицинскую помощь по профилям  «Акушерство и гинекология» и «Неонатология»   жителям всех муниципальных образований Сахалинской области.

Несмотря на неудовлетворительную  материальную базу в ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска» обеспечено оказание качественной медицинской помощи по профилям «Акушерство и гинекология». Медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, востребованы  населением  Сахалинской области. Количество родов в городском родильном доме составляет в среднем 30% от числа всех родов в Сахалинской области. Учреждение является единственной в области медицинской организацией,  в которой круглосуточно оказывается экстренная медицинская помощь больным с гинекологическими заболеваниями. Ежегодно  в гинекологических отделениях получают лечение более 4000 человек, из них более 25% составляют жительницы районов области.

Учреждение оказывает определяющее влияние на формирование показателей материнской, младенческой и перинатальной смертности в Сахалинской области, сохранение репродуктивного здоровья женщин. 

В течение последних 10 лет в ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска» не зарегистрировано случаев материнской смерти (показатель по Сахалинской области в 2016 г-14,4, в 2017 г фактически составил  31,9,  в 2018 г.-33,17  на 100 000 родившихся живыми, ДВФО 2017 г.- 8,0, РФ 2017 г.-9,6).

Показатель перинатальной смертности (гибель плода после  22 недель беременности, во время родов и в первые 168 часов жизни на 1000 родившихся живыми и мёртвыми) среди женщин, наблюдавшихся во время беременности в женской консультации составил в 2016 г.-1,48, в 2017 г. 1,21, в 2018 г 2,3, (Сахалинская область соответственно 8,46, 7,1 и 8,7, ДВФО  2017 г.-8,49, РФ 2017 г.-7,5).

Среди родивших в городском родильном доме в течение последних трёх лет не было случаев интранатальной гибели плода ( в процессе родов), случаев младенческой смертности, обусловленных недостатками оказания медицинской помощи в медицинской организации.

Не было  случаев послеоперационной летальности среди больных с гинекологическими заболеваниями.

По  данным 2018 г. показатель младенческой смертности в Сахалинской области является одним из лучших в Российской Федерации, составил 2,8 на 1000 родившихся живыми, что не является заслугой  нынешнего состава министерства здравоохранения Сахалинской области,  достигнут благодаря действующей в области с 1998 г. трёхуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным.

Вместе с тем, в области разрушается отработанная ранее система службы родовспоможения.

Показатель материнской смертности в Сахалинской области в течение последних двух лет в 3,5 раза выше аналогичного показателя РФ.

Министерством здравоохранения Сахалинской области в 2017 г. не показаны в отчётах 2 случая материнской смертности.


Ссылка по теме: Претензии к сахалинскому минздраву имеет прокуратура


Два случая материнской смерти в 2018 г.  отнесены министерством здравоохранения к категории непредотвратимых. По информации главного внештатного специалиста Минздрава РФ в ДВФО по акушерству и гинекологии, д.м.н., профессора Т.Ю. Пестриковой одна женщина умерла от геморрагического инсульта, одна по причине гипотонического кровотечения, что в настоящее время относится к категории управляемых, предотвратимых причин материнской смертности.

Не снижается показатель перинатальной смертности,  составил в 2018 г. 8,7 на 1000 родившихся живыми и мертвыми. Уровень показателя определяется показателем мертворождений,  что свидетельствует о недостатках в организации медицинской помощи беременным, в том числе состоящим на диспансерном учёте в медицинских организациях иной формы собственности и у врачей частной практики.

При этом дистанционный мониторинг беременных проводится формально.

О каком сохранении репродуктивного потенциала населения можно вести речь, когда показатель абортов на 1000 женщин фертильного возраста в Сахалинской области в 1,5 раза выше аналогичного показателя РФ!    

В 2011 г.  разработана  инвестиционная программа  развития здравоохранения Сахалинской области,  которой в части первоочередных мероприятий наряду со строительством перинатального центра и хирургического корпуса областной детской больницы предусмотрено строительство акушерско-гинекологического стационара нашей медицинской организации, учитывая большой процент износа  зданий акушерского и гинекологического стационаров. Родильному дому на правах долгосрочной аренды  отведён земельный участок за зданием женской консультации по адресу ул. Емельянова, 12, общей площадью порядка 1,6 Га, предназначенный под постройку нового здания, ежегодно медицинская организация выплачивала арендные и налоговые платежи в сумме 300,0 тыс. рублей. Проведены согласования и получены технические условия от водоканала, Энергосбыта,  Ростехнадзора и Роспотребнадзора. Были выделены финансовые средства для проведения  изыскательских работ и начала проектирования.

В 2018 г. земельный участок решением министерства здравоохранения Сахалинской области  передан  ГБУЗ « Городская поликлиника № 4 г. Южно-Сахалинска».  

На встрече с коллективом родильного дома 17.10.2018 г. министр здравоохранения Сахалинской области А.К. Пак   отказ от строительства нового здания, объединяющего акушерские и гинекологические отделения на участке земли за зданием женской консультации  и передачу земли для строительства второй очереди поликлиники № 4 объяснил тем, что Министерство здравоохранения Российской Федерации заинтересовано  в строительстве в г. Южно-Сахалинске  на условиях софинансирования из федерального бюджета только хирургического корпуса Городской больницы, но никак не акушерско-гинекологического стационара. По данным Минздрава России  в 2017 г.  учреждения родовспоможения представлены 296 перинатальными центрами и 276 родильными домами. По завершению строительства комплекса предполагалось  присоединить медицинскую организацию к ГБУЗ «Южно-Сахалинская городская больница им Ф.С. Анкудинова».

Основания, по которым Министерство здравоохранения Сахалинской области  считает целесообразным  реорганизацию медицинской организации,  надуманны и несостоятельны.

В октябре-декабря 2018 г. проведены проверки ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска» министерством здравоохранения области и Управлением Росздравнадзора в Сахалинской области. Проверки проведены не объективно, не отражают истинной ситуации.

Ссылаясь на результаты проверок министр здравоохранения Сахалинской области А.К. Пак, руководитель Росздравнадзора в Сахалинской области А.И. Покоев представляют в СМИ и телевидении недостоверную информацию о родильном доме, что нанесло ущерб репутации  медицинской организации, в результате чего уменьшилось количество пролеченных больных. Финансовые потери составили за 2 месяца 2019 г. в пределах 9,0 млн рублей.

Если бы министр,  Правительство Сахалинской области, областная  Дума прислушивались к мнению специалистов и населения, признавали проблемы в здравоохранении, которые вызваны неумелым руководством отраслью, тогда можно было бы ждать изменений к лучшему. Но министр Пак не только не хочет видеть наличие проблем, но и упорно борется с теми, кто о них говорит.

Средства массовой информации завалены материалами о вопиющих безобразиях, зачастую стоящих людям жизни.

 Люди,  недовольные положением дел в больницах и поликлиниках, проводят пикеты и митинги, обращаются к министру, губернатору и даже Президенту страны. 

 Возмущает кадровая политика министра, который   бравирует тем, что уволил порядка 10 главных врачей медицинских организаций.

А какого уровня руководителей  он принял на эти должности? Об этом с возмущением говорят и пишут работники областного онкодиспансера, областной стоматологической поликлиники, городского родильного дома и некоторых центральных районных больниц.

Но ни бывший Губернатор Сахалинской области О.Н. Кожемяко, ни ВРИО Губернатора Сахалинской области В.И. Лимаренко  не отреагировали на 5000 подписей под петицией информационного ресурса «Сахком» с требованием отправить министра здравоохранения Сахалинской области А.К. Пак в отставку.

Необходимость перемен  назрела ещё вчера. Но положительные изменения возможны только тогда,  когда минздрав возглавит профессионал, который сможет собрать команду грамотных специалистов.

Сахалинская область является одним из немногих в РФ   регионов–доноров,  в которой реализуются нефтегазовые проекты.

Для такого региона, как наш, стыдно не создать надлежащие условия для оказания населению акушерско-гинекологической помощи на должном уровне.       

Считаем необходимым на уровне Правительства Сахалинской области:

  1. Рассмотреть вопрос о первоочередном строительстве комплекса

акушерско-гинекологического стационара, женской консультации и дневного стационара в г. Южно-Сахалинске, с последующей реорганизацией путём присоединения к многопрофильной медицинской организации;

  1. Отменить распоряжение министерства здравоохранения Сахалинской области  от 12 ноября 2018 г. № 1123 «Об реорганизации ГБУЗ «Южно-Сахалинская городская больница им. Ф.С. Анкудинова», присоединения к ней ГБУЗ «Городской родильный дом города Южно-Сахалинска».
  1. Инициировать проведение Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения провести внеплановую проверку деятельности министерства здравоохранения Сахалинской области и Управления Росздравнадзора в Сахалинской области.

    К сожалению нынешний материал рискует вновь стать “очередной” публикацией, а все меры по устранению причин системных провалов в работе министерства сведутся лишь к попытке выяснить “кто слил информацию”, о чем уже нам заявляли наши источники. 

Глухая оборона чиновников приводит лишь к усилению социальной напряженности в обществе, к сталкиванию лбами пациентов и простых медицинских работников. И все перечисленное происходит на фоне пенсионной реформы и дутой статистики о росте продолжительности жизни в стране, оправдывающей этот непопулярный шаг. Отделаться от претензий островных пациентов локальными решениями уже не получится.

Алексей Лукашевич, пресс-служба сахалинского отделения КПРФ

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ