Сахалинское ипотечное Агентство провалила показатели и выплатила почти 4 миллиона премий своему директору

0

Аудиторы контрольно-счетной палаты провели проверку деятельности Сахалинского ипотечного агентства. Как оказалось, агентство не смогло выполнить поставленные перед ним задачи, за это «достижение» директор получает солидные премии. А деньги сахалинского бюджета частично были потрачены на выполнение федеральных задач – обеспечения жильем сотрудников ФСБ, Нацгвардии, Прокуратуры и Следственного комитета.

Кого проверяли?
100% акций принадлежит правительству, а это значит, что исполнительная власть несет ответственность за деятельность этого акционерного общества. Соответственно под проверку попали:
– министерство строительства Сахалинской области;
– министерство имущества и земельных отношений Сахалинской области;
– министерство экономического развития Сахалинской области;
– само акционерное общество «Сахалинское ипотечное агентство».

Почему проверяли?
Руководителем фракции КПРФ в Сахоблдуме Юрием Выголовым было внесено предложение включить в План работы КСП это направление. Тем более, что стоимость жилья в регионе продолжает расти, и не все социальные группы имеют равные права на льготы в его приобретении.

Чем занимается СИА?
Льготным ипотечным кредитованием граждан; строительством арендного жилья и предоставление жилфонда в коммерческий найм. Все сконцентрировано под властью его директора.

Что хотели узнать?
Хотелось понять насколько этому региональному «монстру» удалось обеспечить население Сахалинской области качественным жильем.
АО «Сахалинское ипотечное агентство» (далее – «СИА») было создано губернатором Олегом Кожемяко, в самом начале его карьеры на островах, на основании распоряжения местного Правительства, согласованного с Сахалинской областной Думой, для выполнения задач по формированию и развитию рынка доступного жилья на территории Сахалинской области. Следовательно, и орган исполнительной власти и орган законодательной несут консолидированную ответственность за принятые решения и полученные результаты. К счастью для функционеров, и к несчастью для жителей, во власти отсутствует такое понятие как «преемственность» и, спустя некоторое время, никто из «авторов» не понесет наказания (поощрения) за результаты работы своего «подопечного». Такова жизнь в современной России и наша область здесь не исключение. Однако мы забежали вперед, и стоит рассмотреть, что наработали «ипотечники-строители-арендодатели» за все прошедшие годы.

Кто обеспечивал нам жилищный рай? (Я не обещал! Мало ли что я обещал? Это ошибка!)
Главным исполнителем проекта «СИА» принято считать Геннадия Осипова, имеющего в активе академию им. Фрунзе (!!!), который закончил свою военную «карьеру» в 1999 году в глухой провинции в должности командира полка ВВ в Амурской области. Несколько позже он создает пару фирм и ИП имени себя, которые специализируются на работе с недвижимостью. Похоже, именно там его свела судьба с «многоразовым» губернатором Дальнего Востока Олегом Кожемяко. В 2008 году Осипов возглавил «Амурское ипотечное агентство» — акционерное общество, призванное обеспечить амурчан доступным жильем. С чем мы и поздравляем соседей, у которых, по-видимому, эта задача была успешно разрешена. С июня 2015 года и практически на всем протяжении работы в регионе Олега Кожемяко, возглавлял до 2019 года аналогичную структуру в Сахалинской области.

Начало…
На самом деле отчет КСП включает в себя более шестидесяти страниц убористого текста, который насыщен терминами и «профессионализмами» не очень понятными читателю. Мы взяли на себя трудную задачу перевода этого документа для обывателя и прочих неспециалистов, которые, будут вынуждены обсуждать итоги деятельности Олега Кожемяко и его ставленников. Поехали…

Правительство региона, как единственный собственник СИА, накачивает агентство активами в сумме, превышающей 24 миллиардов рублей – пара бюджетов более скромных регионов России. К слову, в распоряжении этой корпорации есть федеральные деньги. А это более высокий порог ответственности (да, так бывает, разные пороги той самой ответственности) и более пристальное внимание со стороны правоохранительных и контролирующих органов, если политическая обстановка позволяет охранять законность.
Первый звонок прозвучал тогда, когда СИА выпало из-под действия 44 Федерального закона и агентство стало определять подрядчиков (поставщиков, исполнителя) с использованием Федерального закона № 223-ФЗ, распределяя миллиардные суммы бюджета.
В отчетах СИА о ходе освоения инвестиций 2018 года показатели объема выполненных работ и уровень готовности домов определяются исходя из кассового исполнения контракта (договора) – сколько освоили денег. За что перечисленные эти суммы мало кто понимает. Информация о фактически выполненных работах по акту КС-2, справке КС-3 отчетом не предусмотрена. Следовательно, министерство не может оценить реальное состояние дел в этих самых «инвестициях», но, судя по отсутствию скандала, чиновников это не очень волнует.
Собственно, итоговый документ КСП пестрит словами и фразами: «не освоено», «не отчитывалось», «остатки средств», «аналитический учет не сформирован», характеризуя работу ипотечного агентства и курирующих его минстроя и минэкономразвития на протяжении нескольких лет. Здесь мы вспомнили фамилию ныне действующего главы Правительства Сахалинской области Алексея Белика, занимавшего в указанный период должность министра экономического развития региона. Он входит, на тот момент, в совет директоров агентства и занимается как раз отчетностью акционерного общества, которая хромала. Похоже, проект «СИА» стал для него той успешной площадкой, которая привела его к повышению в должности – сегодня он руководит региональным правительством.
Более того, совет директоров и единственный акционер общества – министерство имущественных отношений (МИЗО) в проверяемом периоде не выходили с инициативой о проведении дополнительной проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества.
Чего достигло СИА и его совет директоров, начиная с 2015 года, получив в свое распоряжение колоссальные суммы?
На конец 2019 года семьям (гражданам) по договорам коммерческого найма предоставлено квартир 69,7 % от плана, по льготному ипотечному кредитованию – 58,1 % от плана. Объем перечисленных ипотечных займов на отчётную дату составил 57,5 % от запланированного. Таковы успехи команды Белика – Залозного – Осипова.

Money, money, money…
Наверняка искушенному читателю будет интересно, где СИА хранит бюджетные деньги Сахалинской области?
Раскроем и эту тайну: всего депозитных счетов 29, процентная ставка на размещение более 15 миллиардов рублей (от 29 миллионов до одного миллиарда) колеблется от 6 до 6,8%. Что соответствует предложениям на рынке для сумм от 30 тысяч (!!!) рублей. А банки, которым так повезло, находятся в Хабаровске и во Владивостоке. Среди них печально известный банк АТБ.
Итак, планы по обеспечению жильем (кредитами) населения области СИА выполняет практически наполовину. А вот что у корпорации с управленческими расходами?
Аппетиты растут и находятся в прямой зависимости с желанием (не) работать:
– 2017 год – управленческие расходы – 61066,0 тыс. рублей (2,1 % от расходов);
– 2018 год – управленческие расходы – 74999,0 тыс. рублей (6,4 % от расходов;
– на 01.10.2019 – управленческие расходы – 72655,0 тыс. рублей (16,3%).

В составе управленческих расходов основная доля приходится на заработную плату сотрудников. Среднемесячная заработная плата на одного сотрудника в 2017 году составляла 150,6 тыс. рублей, в 2018 году – 186,3 тыс. рублей, по состоянию на 01.10.2019 – 182,3 тыс. рублей.
А директор, за то, что он совершил, получил премии в размере:
– в 2017 году– 840 тысяч рублей;
– в 2018 году – 1 миллион 260 тысяч рублей;
– в 2019 году – 1 миллион 890 тысяч рублей.

Выплата вознаграждения (с учетом районного коэффициента и «северных» надбавок) произведена в размере не более 6 месячных окладов, с учетом решений совета директоров, из расчета: в 2017 году – 4 должностных оклада, в 2018 и 2019 годах – 6 должностных окладов. Размер оклада считайте сами. Примерно на уровне дохода министра Правительства Сахалинской области, или даже выше в некоторых случаях.

Таким образом, бюджет недополучает более 400 миллионов рублей из числа дивидендов.

Арендное жилье коммерческого типа: кому хочу – тому и даю.
На 1 октября 2019 года физическим и юридическим лицам сдано в аренду 1370 квартир для проживания, 5 квартир являются временно пустующими:
– 3 квартиры в с. Озерское по ул. Центральная, 26, Корсаковского района;
– 1 квартира в пгт. Смирных по ул. Ленина; 1 квартира в г. Поронайске по ул. Гагарина, 27А.
Арендные квартиры предоставлялись физическим лица по договорам коммерческого найма, а также юридическим лицам по договорам аренды, сроком на 11 месяцев. Подобный срок освобождает арендодателя от регистрации сделки в Росреестре.
Распределение арендных квартир осуществляется на основании представленных муниципальными образованиями заявок (списки граждан), ходатайств. Список нуждающихся формируют муниципалитеты. Именно местные власти должны понимать, кто из специалистов им нужнее и кого закрепить на своей земле для выполнения социальных задач.
Региональный нормативный акт, который определяет потребность (очередность) в арендном жилье, АО «СИА» не разработан. Соответственно корпорация ведет учет в произвольной форме. И это обстоятельство стоит отдельного внимания.
Наряду с тем, что СИА не выполняет плановые показатели по обеспечению квартирами согласно утвержденным показателям, региональное жилье распределяется среди представителей коммерческих (6.9%) и федеральных структур (29.8%) – более 36% от общего числа.
Давайте еще раз. Корпорация создана за счет средств сахалинского бюджета и призвана решать жилищные проблемы регионального уровня. Одновременно у федералов существуют свои «квартирные» программы, на которые выделяются федеральные деньги. При существующем излишке (профиците) денег в российской казне СИА решает задачи иного уровня за счет денег области. Контролирующие органы иногда обращают внимание на подобные вещи и пресекают их. Но не в этот раз. Ведь они тоже получили свою долю жилья. Возникает закономерный вопрос: куда федералы дели свои деньги и где их построенные квартиры?

Кто строит квартиры бюджетникам?
Застройщиками Агентства являлись 4 организации: ООО «Армсахстрой»; ООО «СК Арт Эль»; ЖСК «Зеленая планета»; ООО «Рыбоводстрой».
ЖСК «Зеленая планета». Компания зарегистрирована 9 ноября 2017 года, хотя до момента «сотрудничества с СИА должна иметь опыт строительства не менее трех лет. По устным пояснениям представителей АО «СИА» дата регистрации ЖСК «Зеленая планета» указано на сайте http://sakhipoteka.ru ошибочно и требует уточнения. Однако, согласно выписке из ЕГРЮЛ, дата именно такая – ноябрь 2017 года. А устные «пояснения» к делу не подошьешь.

Южносахалинцы помнят историю со строительством самого большого на территории города 15-этажного жилого дома, расположенного с видом на производственные мощности местной колонии. Стоимость квартир там для пайщиков ЖСК оказались дороже расчетных, чем стоимость жилых помещений для АО «СИА». И это лишь один пример. По мнению контрольно-счетной палаты Сахалинской области, это требует дополнительной проверки компетентными органами, в том числе на предмет подтверждения отсутствия фактов ущемления прав граждан. Видимо имелись ввиду те «компетентные органы», которые не имеют интереса в получении квартир от СИА.

Подводя итоги.

Вновь мы вынуждены констатировать – распоряжаться миллиардными суммами областного бюджета не означает, что эти деньги работают в сопровождении всех необходимых нормативных документов. Документ – это правила. Распределять деньги с кусочком правил попросту моветон, как минимум. И позволяет использовать более широкие рамки в работе, которые не всегда приводят к успеху.
Как следствие, успеха мы не наблюдаем: плановые показатели провалены по различным причинам, квартиры раздают федеральным служащим, члены ЖСК приобретают жилье дороже, чем принято нормативными документами, у директора зарплата зачастую выше, чем у министра и премии он получает солидные. А один из министров, который наблюдает за этими процессами и входит в совет директоров общества, идет на повышение и теперь возглавляет Правительство Сахалинской области.
Возможно, мы не так глубоко ознакомились с отчетом КСП, как это могли бы сделать профессионалы бюджетного процесса – депутаты Сахалинской областной Думы, в том числе члены постоянного комитета по бюджету.
В любом случае ныне действующие областные депутаты, в свое время и в прошлом созыве, сопровождали деятельность Сахалинского ипотечного Агентства и могли бы уже тогда выявить обозначенные риски.
Следовательно, и орган исполнительной власти, и орган законодательной несут консолидированную ответственность за принятые решения и полученные результаты.
Или не могли выявить…
Хочется верить, что правительство неформально ознакомится с отчетом корпорации СИА.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ