Сахалинской медицине достойное финансирование

0

Сначала немного скучной, но весьма многоговорящей статистики. В Сахалинской области расходы на медицину в 2,5 раза выше среднего по России, однако умерших от болезней людей трудоспособного возраста у нас больше, чем в среднем по стране. Например, в Москве смертность в трудоспособном возрасте на 10 тысяч человек составляет 22 человека, в среднем по России – 37 человек, а у нас на Сахалине – 41 человек. В то же время количество врачей на 10 тысяч человек населения составляет в Москве 61 человек, в среднем по России – 49 человек, а у нас на Сахалине – 63 человека. Нам и областному Минздраву есть над чем задуматься.

В проекте областного бюджета, слушания по которому прошли во второй декаде ноября 2020 года, предлагается уменьшить расходы на здравоохранение на 6 миллиардов рублей. Только вдумайтесь в эти цифры! С таким подходом очень тяжело согласиться, особенно в свете приведенной выше статистики, которая отчетливо показывает, что состояние областной медицины далеко не блестяще.

Сегодня не менее трети жителей Российской Федерации рассматривают состояние дел в нашей медицине в качестве наиболее важной проблемы.  Однако подавляющее большинство жителей страны все еще заявляют, что не имеют доступа к качественному здравоохранению. Это относится как к жителям сельской местности, так, что само по себе все еще неудивительно, и к жителям больших городов.  Практически половина нашего населения полагает, что ситуация в нашей медицине очень далека от идеала.

Только лишь 10% населения полностью удовлетворены качеством медицинских услуг, а 90% считают их неудовлетворительными. Полагаю, что в нашей области были получены аналогичные (если не хуже) ответы. Для примера могу сказать, что во времена Советского Союза картина наблюдалась с точностью до наоборот:  лишь 10% населения выражали недовольство состоянием советской медицины (Опрос ЦСУ СССР за 1989  г.)

Что же произошло с нашей медициной за это время? Полвека  – это большой срок и огромный скачок в развитии страны. Но это развитие не находит своего подтверждения в улучшении отечественного здравоохранения, несмотря на то, что бюджеты всех уровней из года в год выделяют огромные средства на медицину.

Судя по всему ее состояние за годы перестройки и «лихие 90-е» прошлого века пришло в неимоверный упадок, буквально на грань выживания, особенно на местах и потому, в реалиях сегодняшнего дня, выделяемых средств на содержание медицинской отрасли явно недостаточно. Советское здравоохранение было настоящим примером для всего мира. СССР занимал одно из первых мест в мире по объему финансирования медицины. А сейчас РФ стоит на скромном 65-м месте по этому показателю, уступая, практически, большинству развитых стран мира. Даже сейчас успехи в борьбе с коронавирусом во многом связаны с тем, что принципы организации советской медицины были сохранены в новой России. Государство как и ранее несет ответственность за здоровье граждан, финансирует строительство новых больниц и медицинских центров, профилакториев и прочих учреждений, пользоваться услугами которых может любой гражданин РФ. Причем доступ к подавляющему количеству видов медицинских услуг предоставляется бесплатно.

Не надо быть особо грамотным, чтобы понимать, что недостаток финансирования медицины порождает тенденцию к уходу из этой профессии, а это приводит к дефициту кадров, повышению нагрузки на медиков, которые помнят о клятве Гиппократа и продолжают выполнять свой профессиональный долг несмотря ни на какие бытовые или организационные трудности. Эта тенденция к росту недостатка медицинских работников наблюдается во всей Сахалинской области.  И если в самом Южно-Сахалинске с количеством врачей и среднего медицинского персонала проблем особых не возникает, то о районных центрах и иных малых населенных пунктах Сахалина и Курильских островов этого сказать нельзя. Дефицит кадров не просто велик, он ко всему прочему еще и слабо пополняем ибо врачи, выпускаемые отечественными вузами, не особо стремятся устраиваться на работу в медицинские учреждения нашего островного региона. Причина банальна: нет четкой государственной поддержки медиков на областном уровне. Это приводит к неравенству в предоставлении качественной охраны здоровья для жителей Сахалинской области. А тут еще новая тенденция – «оптимизация» лечебных учреждений. Проблема дефицита врачей и их перегруженности, особенно медицинского персонала первичного звена, наиболее остро ощущается на фоне продолжающего сокращения доступа населения к медицинским услугам. По сути это ликвидация медицинских стационаров в населенных пунктах Сахалинской области, что само по себе просто недопустимо.

22 октября 2020 года я обратилась с запросом в Минздав Сахалинской области с просьбой прокомментировать закрытие отделения психо-наркологического отделения Невельской ЦРБ. Их ответ свелся к тому, что медицинские услуги пациентам этого отделения будут централизованы и оказаны на базе самой Невельской ЦРБ или в Южно-Сахалинске. Однако, в недавнем выступлении Президента РФ В.В. Путина было прямо сказано на недопустимость сокращения объема и размера медицинской помощи, оказываемой на местах. Так называемая оптимизация ведет не только к экономии бюджетных средств. С другой стороны она значительно ухудшает качество медицинской помощи, чему я дала документальное подтверждение, приведя статистику смертности по Сахалинской области.

Причина этому в том, что область недостаточно финансирует здравоохранение: не хватает запаса прочности, то есть кадров, коек, современного медицинского оборудования и других ресурсов, чтобы обслужить больных. Тем более это становиться актуальным в условиях пандемии.

Надо отдать должное и подчеркнуть, что в последние годы очень серьезные суммы направлялись на закупку оборудования и оснащение областных больниц. Там сегодня есть многое из того, что необходимо для качественного лечения населения. Однако, этого все еще явно недостаточно. Данные ассигнования нужно как минимум удвоить, если не утроить. В то же время во многих малых городах и селах Сахалина и Курил лечебные центры просто ветшают. Им уделяется практически мизерное внимание и в первую очередь из-за миграции населения. Но эта миграция во многом связана и с тем, что на месте получить качественную медицинскую помощь невозможно. В особенно удручающем состоянии находятся объекты первичного медицинского звена, фельдшерские и акушерские пункты.

Как известно финансирование здравоохранения осуществляется в первую очередь из средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), куда каждый работодатель должен перечислять 5,1% от ФОТ каждого сотрудника. Кроме этого, финансирование происходит за счет федерального бюджета и бюджета регионов. Но сейчас, когда экономика находится тяжелом положении из-за пандемии коронавируса, когда закрывается малый бизнес или существенно сокращает свою деятельность, когда люди вынуждены терять работу и не получать зарплату, когда реанимируются схемы выплат в конвертах и т.д., источник пополнения ФОМС заметно измельчал. Бюджет Сахалинской области стал впервые за многие годы дотационным. А это значит, что мы должны подумать об иных источниках финансирования и обратиться за федеральной поддержкой. Необходимо помнить, что уровень развития здравоохранения  – это важный фактор в сохранении экономической безопасности страны, поскольку на каждый вложенный в здравоохранение рубль мы получаем отдачу в виде не менее двух рублей, которые складываются от сокращения часов нетрудоспособности, увеличения случаев инвалидности или даже ухода из жизни.

На этом фоне любые решения, связанные с попыткой урезать финансирование медицины, должны быть остановлены и предотвращены.

По моему глубокому убеждению, оценка качества здравоохранения должна строиться на принципе того, насколько люди в Сахалинской области здоровы. От этого показателя нужно исходить и этот показатель необходимо ставить во главу угла при оценке эффективности деятельности руководства как Минздрава, так и областного правительства, в целом.

Здравоохранение должно стоять на одном уровне по значимости с обороной страны. Больное население защитить себя не сможет.  Это надо иметь ввиду при принятии бюджетов всех уровней, об этом необходимо помнить при голосовании за поправки в областной бюджет в отношении статей, касающихся вопроса финансирования медицины, которые выносятся  на обсуждение депутатов Сахалинской областной Думы. Я, как депутат  Сахалинской областной Думы от КПРФ, уделяю этому вопросу самое пристальное внимание и всегда выступала и буду выступать на стороне отечественной медицины и защиты прав работников здравоохранения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ