Доходы СРП и «сырьевое проклятие» Сахалинской области

0

Ресурсное проклятие (англ. resource curse, парадокс изобилия (англ. paradox of plenty), сырьевое проклятие) — понятие в экономике, связанное с тем, что некоторые страны, обладающие значительными запасами природных ресурсов, являются, как часто считается, менее экономически развитыми, нежели страны с небольшими их запасами или с запасами, которые отсутствуют вовсе.

Осень на Сахалине и Курилах в этом году удалась. «Урожай» налоговых поступлений от СРП (проект «Сахалин-2»), начиная с 2018 года, уходит в Москву, причем уходит большая их часть – 75%. Что дает основания так считать?

Информационное поле.

За прошедшие месяцы, с момента получения известия о грядущем пересмотре распределения доходов, жители Сахалинской области уже не раз могли наблюдать за публикациями в СМИ, в которых спикеры  рассказывают читателю о том, что доходы СРП удалось отстоять и пропорции перераспределения составят 50/50 в процентном соотношении.

Зачастую их язык трудно перевести на язык обывателя и он, обыватель, махнув рукой на расшифровку «египетских» текстов принимает информацию на веру.

Посмотрим, о чем пишут издания:

«Сахалину вернут 50% перечисленных в федеральный бюджет средств».

Цитата:

«Правительство РФ приняло решение о возврате в бюджет Сахалина не менее половины от перераспределяемых в доходы федерального бюджета средств, общая сумма которых составит в 2018 году более 33 млрд рублей. Об этом заявил глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров в ходе обсуждения поправок в Бюджетный кодекс…»

Расшифровка:

Деньги заберут и, возможно, половина изъятого вернется как «федеральные». И слова Андрея Макарова слегка не совпадают с ответом Минфина России.

Подобная подача информации прослеживается на всех информационных уровнях, начиная от региональных СМИ и заканчивая Федеральными.
Позиция Министерства Финансов России

Предлагаем оперировать не информацией СМИ, а документами. Депутат Сахалинской областной думы от КПРФ Светлана Иванова сделала запрос в генеральную Прокуратуру России и та перенаправила его в недра Министерства финансов. Чиновники, в своем ответе, говорят о том, что экономика Сахалинской области, в период с 2014 по 2017 годы, благополучно поглотила 370 млрд рублей полученных в рамках СРП.

В документе приводятся данные о том, что среднедушевые бюджетные доходы за 2016 год в Сахалинской области (320 тыс на человека) в разы выше чем по всей территории России (67 тыс) и превышают аналогичные доходы соседей по ДВФО (124 тыс).

Финансисты подтверждают намерение изъять 75 (!!!) процентов СРП по «Сахалин-2», и только потом вернуть 50 (!!!) процентов изъятого, но уже размазав эти деньги по всему ДВФО.

Эти пропорции подтверждаются проектом изменений Бюджетного кодекса России, который опубликован на официальном сайте. Все те же 75/25 в пользу федералов.

На одной чаше весов слова чиновников и пресс-релизы, на другой два документа из двух государственных структур.

Информация из региона

«В результате средства налога на прибыль по проекту «Сахалин-2» решено распределять поровну между федеральным и региональным бюджетом. Это позволит выполнить на островах все социальные обязательства».

В этом отрывке презентации, которая была показана 7 ноября в Южно-Сахалинске на общественных слушаниях регионального бюджета, звучит фраза о том, что Сахалинская область добилась смягчения условий распределения доходов по СРП в рамках проекта “Сахалин-2.  Документы, конечно, не приводятся, но внутренняя убежденность передается всем собравшимся в зале.

Сырьевое проклятие региона

Внесение в Государственную Думу законопроекта о внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации совпадает по времени с внесением проекта Сахалинского бюджета в местный парламент – 1 ноября. Работа по срокам проходит параллельно.

75% доходов по СРП-2 (проект) в пользу Федеральной казны до сих пор актуальны. В редакцию, ночью, поступила информация о том, что на очередном заседании Комитета по региональной политике ГД промелькнула информация о возможном изменении этих пропорций в сторону уменьшения доли федерального бюджета, при прохождении проекта Бюджета во  втором чтении. Однако, подтвердить ее не представляется возможным.

По прошествии времени можно говорить о том, что те самые 370 млрд доходов по СРП (2014-2017 годы) не повлияли на улучшение качества жизни островитян. Область проваливается в рейтингах, отставая от своих коллег по количеству дорог с твердым покрытием, уровню газификации и прочим показателям. Падение составило 26 пунктов, с 27 места в 2012 году регион переместился на 53 место в 2016. Этот процесс совпал по времени с притоком доходов по СРП.

Похоже, в развитии региона деньги и их количество далеко не основной аргумент.  Главное здесь – как ими распорядиться, какова экономическая стратегия в регионе. Косвенно эту стратегию характеризует то, что половина населения Сахалинской области, в 2018 году будет жить на пособия, долги населения в сфере ЖКХ уже превысили сумму в 1,4 млрд рублей. А скоростное железнодорожное сообщение «Корсаков – Оха» даже не рассматривается в стратегии развития Сахалинской области.

Пресс-центр СРОПП КПРФ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ