Тихий саботаж как политический мессидж

0

Если обобщить публикации СМИ за три последних года, то послание губернатора Сахалина Олега Кожемяко городу и миру будет самым простым: «Ничего не происходит».

Этот диагноз совпадает с недавними гневными оценками полпреда Ю.Трутнева в адрес сахалинских властей. При всей кажущейся невинности эта простая формула сахалинского бытия имеет значение не только для внутренней региональной политики, но и для международных отношений России с заинтересованными и не всегда дружественными соседями.

 

Отказ от развития – признак сомнений в суверенитете?

Ладно бы в Сахалинской области не было своих доходов, но ведь по бюджетной обеспеченности регион входил в тройку-пятерку лидеров, как и другие нефтегазовые регионы с небольшим населением. Тем не менее, как только в полную силу заработали проекты СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а доходы сахалинского бюджета зашкалили за 200 миллиардов рублей в год при населении около полумиллиона – начались странности. Сначала со скандалом сменился губернатор. И сразу же львиная доля прироста доходов – 50 из 73 миллиардов рублей была вложена в «капитал» так называемой «Корпорации развития». Однако «капитал» тут пишется в двойных кавычках, потому что вместо инвестиций контора сразу же начала и продолжает крутить бюджетные деньги в московских банках.

В лучшем случае, сахалинские миллиарды последние пять лет работали на экономику Москвы. Лишь малая часть оставалась на Сахалине в виде миллионных зарплат менеджеров «корпорации». Хотя для размещения бюджетных денег на депозитах двухэтажные прокладки вовсе не нужны. Все эти факты и оценки даны вовсе не оппозицией или СМИ, а содержатся в отчете Счетной Палаты РФ по итогам проверки сахалинской администрации. В отчете отмечено, что «в документах стратегического планирования Сахалинской области, включая государственные программы, отсутствуют количественные и (или) качественные показатели», а также задачи, мероприятия и сроки их реализации для достижения целей стимулирования инвестиций и роста экономики.

Одним из неизбежных следствий политики принципиального отказа от развития стало усиление оттока населения с островов, замещение местной рабочей силы временными мигрантами. Если руководство региона, имея свободные деньги в кубышке, не вкладывает средства в новые паромы и дороги, социальную инфраструктуру, или в обещанное повышение зарплат медикам – значит, объективно такая политика работает на депопуляцию, и не может не подпитывать надежды реваншистов в той же Японии или США.

 

«Денег нет, но вы держитесь»

По всей видимости, чтобы не подставляться под дальнейшую критику Счетной палаты или полпредства в ДВФО, неиспользуемые бюджетные доходы решили и вовсе перенаправить в федеральный бюджет. То есть один из немногих регионов-доноров решили сделать дотационным. Теперь из 34 миллиардов рублей в год, изъятых из сахалинского бюджета, обещано вернуть 16,5, но только при наличии уже готовых к реализации проектов. Президентский полпред и вице-премьер Ю.Трутнев, как автор компромисса, всю предвыборную зиму пытался добиться от местных чиновников хотя бы каких-то телодвижений по разработке таких проектов.

Однако выборы завершились, и что мы слышим от сахалинского главы? Как будто специально для этого О.Кожемяко созвал «международный медиа-форум». Видимо, чтобы на соседних японских островах было лучше слышно. Вместо уверений, что федеральные целевые субсидии освоят до конца года, губернатор Сахалина громко озвучил сомнения в успехе своей работы.

Чуть позже в апреле состоялся отчет губернатора перед областной думой, где Кожемяко открыто признал полное бездействие «корпорации развития». И резюмировал тем, что от наличия или изъятия миллиардов из сахалинского бюджета «ничего, в сущности не изменилось». Политический мессидж, как был, так и остался: «Ничего не делали, и не будем».

Теперь представьте себе, как оценивают аналитические центры стран G7 все эти странные бюджетные маневры, когда руководство области делает все возможное, только чтобы ничего не делать. Инфраструктура на островах развивается лишь в точках, где этим озаботилось Минобороны. Единичные локальные бизнес-проекты заявлены, но только за счет частных инвестиций, без реальной поддержки государства.

Единственным историческим аналогом такой региональной политики была ситуация в Калининградской области до 1975 года, когда были признаны послевоенные границы. А до Хельсинского акта СБСЕ в бывшей Восточной Пруссии тоже развивалась только военная инфраструктура.

В сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме прозвучало диссонансом предложение одного из «системных либералов» построить мост с Сахалина на Хоккайдо, а не на материк в Россию. Главный редактор ИА REGNUM Модест Колеров оценил эту инициативу как «проект капитуляции перед Японией».

Отсюда следует вполне логичный для западных аналитиков вывод, что в России есть влиятельные политики, не уверенные в принадлежности не только Южных Курил, но и самого Сахалина.

«Ну как не порадеть родному человечку?»

Еще одно интригой губернаторского послания областным депутатам стал вопрос: зачем Олегу Кожемяко понадобилось открыто приписывать себе чужие заслуги и врать по поводу строительства Сахалинской ГРЭС-2 якобы за счет денег «корпорации развития»?

Всем хоть мало-мальски следящим за событиями людям известно, что четыре электростанции на Дальнем Востоке построены или строятся по отдельному указу президента России В.В.Путина – за счет докапитализации и внутренних резервов госкорпорации «РусГидро». 50 миллиардов рублей на докапитализации были взяты из федерального бюджета.

Зачем же сахалинскому губернатору понадобилось так неумело врать, будто новая ГРЭС на Сахалине финансировалась за счет денег областного бюджета, переведенных через свою фирму-прокладку в Корпорацию развития Дальнего Востока? И куда на самом деле через две прокладочных «корпорации развития» ушли сахалинские миллиарды?

Фото SAKH.INFO

Ларчик открывался просто. Недавно дальневосточная корпорация была вынуждена отчитаться о расходах, и из них 15 миллиардов рублей – тех самых сахалинских – направлены на восстановление после пожара одного крупного рыбопромышленного комплекса на Камчатке. Причем этим самым погорелым рыбокомбинатом владеет и руководит некто Никита Олегович Кожемяко. Наверное, однофамилец? Ведь не станет же лицо, занимающее высокую госдолжность, так открыто и беззастенчиво дразнить Федеральную антимонопольную службу? Да еще подставляться под конфликт интересов и вероятное увольнение по утрате доверия.

 

Свой среди чужих, чужой среди своих.

И все же – какова причина такой странной политики? Почему на «острове невезения» уже который год – «Ничего не происходит!»?

Основная версия связана с нескрываемым коммерческим интересом семьи Олега Кожемяко, владеющей «Преображенской базой тралового флота». Так получилось, что сахалинские рыбаки и рыбопромышленники – для «своего» губернатора оказались конкурентами. Не получилось вытеснить местных из рыбного бизнеса напрямую, как это было сделано тем же Кожемяко в небольшом Корякском автономном округе. Хотя вполне получается сильно затруднить сахалинским и курильским конкурентам их деятельность. Так, итогом «Года экологии-2017» в регионе стала рукотворная экологическая катастрофа на реках Сахалина. Из-за провала путины на острове та же красная икра подорожала перед Новым годом в полтора раза. А значит для конкурентов сахалинских рыбаков – профит, в том числе для семьи мини-олигарха Кожемяко.

Кожемяко в этом очень доходном бизнесе еще со времен приморского губернатора Наздратенко, когда сложились полу теневые схемы ухода от таможни и налогов, оффшорные схемы и «парковка» доходов в японских банках. Несмотря на некоторое усиление контроля и увеличение доходов государства, полностью уйти от браконьерских оффшорных схем не выходит и сегодня. Часть продукции приморских рыбопромышленников уходит за рубеж с помощью северокорейских посредников. И уж тем более остались на счетах в японских банках, а также в отчетах японских правоохранителей теневые доходы всех крупных рыбопромышленников, включая Кожемяко, за предыдущие двадцать лет.

Между тем, японцы лет пять назад показали свои возможности весьма эффективного давления на российских чиновников. После предложения урезать квоты японским рыбакам тогдашний руководитель Росрыболовства А.Крайний столкнулся с разоблачительной информационной кампанией в японской, и даже в региональной российской прессе. И был вынужден вскоре оставить пост. По японским законам дача взяток российским должностным лицам не является правонарушением, но сами японцы об этом добровольно докладывают кому надо.

Покойный ныне недруг России Бжезинский в свое время риторически вопрошал: если миллиарды российской элиты лежат в западных банках, то разберитесь: это ваша элита или уже наша? Все вышеизложенные факты заставляют повторить этот вопрос: губернатор Кожемяко – это российский чиновник или уже давно не наш? Хотя вопрос риторический, и не следует объяснять злым умыслом природное головотяпство, но факт есть факт: Личные коммерческие интересы губернатора, диктующие показушный стиль управления, работают вовсе не на интересы Сахалина и России.

 

Станислав ПЕТРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ