Корниенко выступил в Государственной Думе в защиту бюджета Сахалинской области

0

Тема изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации, благодаря которым губернатор получит возможность финансировать те или иные мероприятия в соседнем субъекте из средств регионального бюджета, широко обсуждалась в Сахалинской областной Думе. Островной регион, единственный из всех субъектов, заявил в Москву о своем несогласии с предложенным порядком. 

Региональные депутаты опасаются того, что в след за пересмотром пропорций распределения доходов СРП между Москвой и областью, последует очередной отъем денег уже с помощью “горизонтальных субсидий”. И эти процессы уже выйдут из-под контроля законодательного органа власти субъекта. Согласовывать эти траты с местными депутатами не требуется.


Ссылка по теме: По версии Москвы Сахалин должен активнее финансировать соседние регионы


В Москве, на заседании Государственной думы, состоялись слушания проекта этого закона в первом чтении. Депутат Государственной Думы от партии КПРФ Алексей Корниенко выступил с трибуны и, в своей речи, подверг критике инициативу федерального Правительства.

Стенограмма:

Выступление по проекту федерального закона № 573902-7 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений”

12.12.2018, 1 чтение

Мое выступление касается проектируемой статьи 1383 Бюджетного кодекса о введении нового вида субсидий, а именно «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации».

Данное предложение породило неоднозначные отзывы и оценки, прежде всего потому, что проектируемые нормы порождают больше вопросов, чем ответов, которые ни сам законопроект, ни пояснительная записка не дают.

Пояснительная записка в данной части носит описательный характер и не говорит ничего о целях и необходимости введения нового вида субсидий, о том, какие практические проблемы это позволит решить.

Сам законопроект также предусматривает, что цели и условия предоставления горизонтальных субсидий устанавливаются соглашениями между высшими исполнительными органами соответствующих субъектов, заключаемыми в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Полагаю, во-первых, что установление целей и условий заключения таких соглашений – это уровень законов, а не подзаконных актов. Общие цели и условия целесообразно было бы установить на уровне федерального закона, а в субъекте этот вопрос также должен регулироваться законом субъекта.

Поскольку такое соглашение повлечет расходы бюджета, на мой взгляд, его принятие невозможно без участия законодательного (представительного) органа, который следует наделить полномочием по утверждению такого соглашения, что будет соответствовать контрольным полномочиям региональных парламентов в бюджетном процессе, установленным статьей 153 Бюджетного Кодекса.

Также вызывает вопрос соотношение данного вида соглашений с бюджетом субъекта РФ, исключительное право принятия которого принадлежит региональному парламенту.

В соответствии со статьей 14 Бюджетного Кодекса региональный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом «использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается».

Таким образом, считаю, что все предусмотренные данным соглашением о горизонтальных субсидиях расходы должны получить отражение в региональном бюджете и пройти процедуру одобрения в парламенте субъекта РФ.

Отсутствие проработки данных вопросов вызвало нарекания со стороны субъектов РФ, в частности, Сахалинской области, являющейся субъектом-донором и рассматривающей горизонтальные субсидии как очередной инструмент изъятия доходов области, в которой и без того большое количество нерешенных проблем – нижайший уровень газификации, высокая аварийность жилья, износ инженерных систем и постоянно падающий уровень жизни населения.

Широкие полномочия органов исполнительной власти и глав регионов в данной сфере вызывают у региональных депутатов обоснованные опасения ущемления полномочий парламента по одобрению расходов бюджета и контролю за их исполнением.

Неудивительно, что все, подчеркиваю – все, фракции Сахалинской областной Думы проголосовали за отрицательный отзыв на данный законопроект.

Считаю, что сегодня, в день 25-летия Конституции Российской Федерации, мы как никогда должны при принятии решений твердо придерживаться принципов демократизма, парламентаризма и федерализма, заложенных нашей Конституцией.

В связи с этим, полагаю, что данная инициатива должна быть существенно доработана и обсуждена с субъектами Российской Федерации, а в данном виде принята быть не может.

Как и ожидалось, законопроект был принят в первом чтении. Георгий Карлов, депутат Государственной думы и сахалинец, проголосовал за принятие нового порядка перераспределения денежных средств от одного региона к другому.

На пресс-конференции, которая прошла в Южно-Сахалинске, Алексей Корниенко обратил внимание журналистов на то, что “горизонтальные субсидии” станут тем инструментом, в результате действия которых Сахалинская область может потерять, в ближайшее время, до 30 млрд рублей.

Алексей Лукашевич, пресс-служба СРОПП КПРФ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ